Его подозревают в шпионаже в пользу России и «создании шпионской сети». Он якобы организовал сбор информации о судьях и прокурорах, которые вели дело о январских событиях 1991 года у Вильнюсского телецентра. Подозрения настолько абсурдные, что за год литовская фемида так и не предъявила Альгирдасу официальных обвинений. Сам он никакой своей вины не признает. «Что можно говорить, если поездка в Россию считается преступлением», – прокомментировал он свое дело.
Комментариев и вообще какой-либо информации о деле Палецкиса крайне мало. Под грифом секретности (естественно, в интересах «государственной безопасности») можно творить всё что угодно. Заседания судов проходят в закрытом режиме. Даже об аресте Палецкиса в прошлом году стало известно лишь через два месяца – после того, как задержали другого оппозиционного политика и общественного деятеля Валерия Иванова (сейчас он на свободе).
После нынешнего заседания суда в социальных сетях появилась фотография Палецкиса. На ней он выглядит, как узник нацистского концентрационного лагеря – изможденным и серьезно больным человеком. По словам адвокатов, за год тюрьмы Альгирдас похудел на 30 килограммов. Судя по всему, его жизнь и здоровье в литовских застенках находятся под реальной угрозой.
Тем циничнее выглядит «милосердие» Каунасского суда. «Основания для задержания подозреваемого остаются в силе, однако, с учетом аргументов защиты и самого подозреваемого, а также предполагаемого хода следствия, можно констатировать, что запрошенный прокурором срок продления задержания чрезмерен», – говорится в решении суда. Генеральная прокуратура Литвы ходатайствовала о продлении заключения не на два, а на три месяца.
Но что это за «основания», если и года прокуратуре и спецслужбам не хватило для предъявления обвинений. Похоже, кроме его давних слов в радиопрограмме, что 13 января 1991 года у телецентра в Вильнюсе «свои стреляли по своим», предъявлять Палецкису просто нечего!
Но за эти слова он уже был сначала оправдан, а потом осужден литовским судом к штрафу в 3000 евро. Сам Альгирдас на страницах нашей газеты подробно и неоднократно рассказывал о своем деле «по отрицанию советской агрессии и оккупации».
Ныне Палецкис не сомневается, за что над ним ведут расправу. Вот что утверждает он в письме к Татьяне Жданок, депутату Европарламента от Латвии, одному из лидеров Русского союза Латвии. Текст письма она опубликовала на своей странице в Фейсбуке:
«Здравствуйте, Татьяна!
Благодарю за Вашу поддержку, также спасибо Жанне, Мирославу, всем общим друзьям. Хотел бы, чтобы Вы и дальше доносили правду о моем «деле». А она проста: это месть за то, что я интересовался делом 13 января (1991 г.) и дальше им интересуюсь. И за мое общение с русскими. Всё.
Если 13 января – табу, то пусть это объявят. Если русские – прокаженные – пусть тоже это объявят.
Но я по профессии журналист и имею право проводить расследования на любые темы. Встречаться со всеми, кому есть что сказать.
Сейчас начали из Сейма гнать депутата Розову (из списка Томашевского, которому я тоже написал подобное письмо) – только за контакты с русскими, с депутатами из православных стран.
Они планируют прикрыться «гостайной» и провести мой суд за закрытыми дверями, тайно (примерно в конце этого – начале 2020 года хотят начать). Ибо на открытом суде все бы всем стало ясно.
Итак, на таких «основаниях», как в моем случае, становится возможным осудить на 7–10 лет любого, кто им не понравился, как «шпиона».
16–27 сентября в Варшаве будет заседание ОБСЕ по правам человека. В ЕП, конечно, тоже работа закипает сейчас. Важно донести до них, что это месть журналисту за его расследование дела 13 января – то есть прямое посягательство на хваленую свободу слова, на свободу прессы.
Удачи Вам! Альгирдас П.»
Напомним, около месяца назад Сейм Литвы одобрил проведение расследования в отношении депутата члена фракции «Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей» Ирины Розовой. Ее подозревают в угрожающих стране связях с российскими дипломатами.
Упомянутое Альгирдасом заседание ОБСЕ давно прошло. Но европейским так называемым «правозащитникам» дела нет до националистических и профашистских режимов в Прибалтийских республиках, которые входят в состав ЕС.
Пикеты солидарности с узником совести Альгирдасом Палецкисом по призыву Латвийского антинацистского комитета прошли в Риге, Таллине, Минске, Кишиневе, Калининграде.
Вышли на пикет к зданию суда в Каунасе и соратники Палецкиса. И как раз в это время спецслужбы Литвы заявились с очередным обыском к нынешнему сопредседателю Социалистического народного фронта Литвы Гедрюсу Грабаускасу.
Так что число политических заключенных в Литве может увеличиться. Напомним, среди них и граждане России, осужденные по фарсовому делу о событиях 13 января 1991 года. Это бывший советский военнослужащий, житель Литвы Геннадий Иванов, получивший 4 года заключения, а также полковник запаса Юрий Мель, приговоренный к 7 годам. Житель Калининграда Юрий Мель в 2014 году был фактически похищен спецслужбами Литвы.
Намерена ли Москва добиваться их освобождения? Или русские, как пишет Палецкис, действительно прокаженные – и с ними можно обходиться как угодно?