И будет всем счастье в виде высокой статистической надежности данных. А то ведь по старой методике – концепции абсолютной бедности, пляшущей от прожиточного минимума, слишком много бедноты развелось: по итогам первого полугодия текущего года, за чертой бедности проживало 20 млн россиян (14% населения). Половине российского народа денег хватает только на еду и одежду, и стремительно увеличивается число тех, кому хватает денег только на еду. Факт статистики, и ничего не поделать, но тем хуже для факта.
Как только статистика стала подконтрольна Минэкономразвития, так с цифрами стали играть, словно жонглер булавами и мячиками. Ведь абстрактная цифирь – это такая интересная штука, которую можно по-разному посчитать, интерпретировать и красиво преподнести для отчета. Видимо, тогда Эйнштейн и понял, что все относительно, когда пытался освоить науку экономику, и потому стал великим теоретиком физики, где все-таки есть объективность.
Помните известное высказывание, приписываемое Марку Твену: «…есть ложь, наглая ложь и статистика»? Когда состояние экономики становится малоприятным для картины социального благополучия, власти начинают искать подходы и способы, чтобы оптимизировать не саму тревожную ситуацию, а информационный фон вокруг. По-простому говоря, нарисовать все так, чтобы выглядело прилично.
Как бы кто ни хотел этот симптом неверного экономического курса смикшировать по-тихому, бедность становится прогрессирующей. На депутатский прием приходят люди с проблемами, трудностями, да и с радостями тоже, но, как правило, две трети обращений от жителей областного центра и районов свидетельствуют о том, что они не могут свести концы с концами. Очень хотелось бы, чтобы облеченные властью люди не придумывали новые методики манипулирования статистикой, а все силы бросили на оказание реальной помощи населению. Подчеркну: никому не нужен всеобщий собес и дележка средств по типу тришкина кафтана. Стране нужен экономический подъем, рабочие места, достойные зарплаты и не унижающие достоинство людей пенсии. Думаю, если бы в экономику вкладывалась хотя бы половина тех средств, которые вывозятся за границу и работают на чужое благосостояние, то эти проблемы исчезли бы. Хотя, согласно майскому указу президента, правительство должно добиться снижения уровня бедности к 2024 году в два раза, то есть до 7% от всего населения страны.
Около 80% семей, которые сегодня оказались за чертой бедности в реальности, – это, как правило, семьи с двумя и более детьми. Шансов выбраться из нищеты даже с нынешней социальной и адресной поддержкой государства у них немного. Если этих людей на бумаге перестанут считать нуждающимися, то в средний класс они все равно не превратятся, ибо нас не минула известная ловушка бедности: нищета не позволяет получить хорошее образование, плохое образование не дает возможности внедрять передовые технологии и поднять производительность труда. Без роста производительности труда ВВП на душу населения не растет. Значит, снова нет денег на образование и достойную жизнь. Круг замкнулся. Какие методики тогда будут в ходу?
Улучшение статистики учета бедности потребует дополнительных расходов. На три последующих года только на исследования предусматривается потратить 1,2 миллиарда рублей.