Слова, сказанные великим русским критиком в 1838 году в рецензии о составителях сборника драгоценностей народной поэзии, и сегодня применимы к собирателям и хранителям народной песни – неисчерпаемому кладезю духовного богатства. Тридцать лет назад в Смоленске прошел первый всероссийский телерадиоконкурс «Голоса России», гала-концерты открытия и закрытия, которые посчастливилось вести диктору Наталье Андреевой и мне, шли по главному каналу в прямом эфире в лучшее время. Можно себе такое представить сегодня? Тридцать лет назад незабвенный Геннадий Заволокин пел, широко улыбаясь:
Перестройка, перестройка,
В перестройке вся страна.
Перестроим инструменты
На веселые тона.
Поторопился перестраивать: вскоре в стране победившего капитализма была закрыта на ТВ Главная редакция народного творчества, и мне пришлось в сейфе «Русского дома» прятать богатейший архив программы «Играй, гармонь!». Но на подъеме интереса к своему наследию, к народной песне был создан Российский фольклорный союз, который в ноябре отметил свое тридцатилетие фестивалем «Живая традиция». Заместитель председателя правления союза Ольга Ключникова сказала на пресс-конференции: «Ищущая и думающая молодежь, этномузыканты, Санкт-Петербургская и Московская консерватории, Вологодский пединститут – их вклад в развитие и сохранение народной культуры трудно переоценить. Форум родился в 2004 году, выработал свои формы: это не только концерт, но и представление новых групп, исследовательская деятельность, дискуссионные площадки. «Живая традиция» – это творческие лаборатории, вечерки для молодежи. Каждый форум не похож на другой. Это значимое событие в жизни страны – культурное, общественное, эстетическое».
Конечно, можно согласиться со словами энтузиастки, но сегодня ни одно событие не может стать значимым без освещения на телеэкранах. Между тем прайм-тайм на Первом заняла программа «Голос», которая не только все активнее пропагандирует англоязычные песни, игнорирует старинный фольклор, но и прямо каленым железом, ядовитой реакцией выжигает лучшие песни недавнего прошлого.
Девушка восемнадцатилетняя, интеллигентная, с неплохим голосом спела «Чистые пруды» – очень красивую песню, написанную Давидом Тухмановым на слова Леонида Фадеева. И вдруг в жюри начались странные вопросы-претензии к юной девушке: «Откуда вы эту песню знаете? Вам же всего 18 лет! Ну что вы там поете про задумчивые ивы?»
Девушка была ошарашена напором жюри и самим нелепым вопросом: откуда знаете? А «Коробушку» можно нам знать? Жюри распоясалось окончательно, поднялась Гагарина и менторским тоном вынесла приговор: «В 18 лет такие песни петь нельзя!» Тележурналистка Александра Ливанская публично задала жюри четыре справедливых вопроса:
«1. Члены жюри – граждане России? Живут в России? Или они уже все вместе, дружно и давно обитают в Майами? И поэтому понятия не имеют, откуда девушка знает песню «Чистые пруды»?
2. Какое имеет право Гагарина давать советы, что можно петь в 18 лет и что нельзя? Она что – психолог? Великий педагог? Законодатель? Или она считает, что в 18 лет нужно петь только однообразную, занудную англоязычную попсу?
3. А не стыдно ли членам жюри за свои советы и прочие глупые реплики в адрес прекрасной песни перед ее создателями – Давидом Тухмановым и Леонидом Фадеевым? Они пока еще живы и здоровы. Может, смотрят «Голос». Каково им эту чушь слышать?
4. Программа рейтинговая, смотрят миллионы, и в России, и за рубежом. Должна же быть хоть какая-то ответственность за то, что вы внушаете миллионам телезрителей! И хочу еще напомнить, что песня «Чистые пруды» в исполнении Игоря Талькова вошла в список «100 лучших российских песен XX века». И как же хорошо, что 18-летние эту песню знают и поют!»
Кульминацией фестиваля «Живая традиция» стал гала-концерт участников, который прошел в Большом зале ДК Московского института стали и сплавов на Ленинском проспекте. В концерте приняли участие лучшие коллективы со всей необъятной России – встала над мрачной ноябрьской Москвой радуга песен, традиций образов и обрядов. Зал был переполнен, шли семьями, в толпе замелькали наряды под стать подобным торжествам, очень много было детишек и молодежи, выигрышно отличающейся от публики на бесчисленных рок-фестивалях: одни эти лица заслуживали телесъемки, не говоря уж про этнографические и песенные драгоценности, которые могут померкнуть без освещения в СМИ. Правда, надо еще думать, как представлять этот первородный клад.
Ведущий концерта – председатель правления Российского фольклорного союза этномузыкант Сергей Старостин без особых ухищрений пригласил нас в путешествие по бескрайней России, начав с Эвенкии да глухих сибирских просторов, наполненных старообрядческими многоголосными песнями. Для специалиста – это клад, а для неподготовленного слушателя, для детского уха – в некотором роде испытание: моя младшая внучка спросила: «А на каком языке они поют?»
Особенность форума, как подчеркивают его увлеченные организаторы-специалисты, в том, что на сценических площадках можно увидеть и услышать фольклор в его первозданном, «необработанном» виде – так, как он бытовал в деревне, в естественной среде сельского мира. А где сам этот мир? Ведь теперь и родная песня для юного поколения – увы, диковинка…
Надо выстраивать, бережно преподносить жемчужины из почти похороненного клада. Конечно, потом блистательные, искрометные коллективы, такие как «Червленый Яр» из Волгоградской области, московский «Казачий Кругъ», нижегородский ансамбль «Птица Жар» с мужскими задиристыми плясками да припевками, тверское творческое объединение «Буза», так зажгли публику, соскучившуюся по подобному действу, всколыхнувшему генную память, что люди не смогли сдержать эмоций.
Прямо в фойе заиграла гармонь и вспыхнули очаги народного веселья: на одной из площадок плясали, на другой – подхватывали старинную песню. В фольклоре, а не в попсовой потребиловке – все участники и сотворцы… Покорило прежде всего то, что было очень много юных исполнителей – от детского фольклорного ансамбля «Веретенце» (Москва) и этнографического ансамбля «Зорюшка» (село Малобыково, Белгородская область) до студентов из ансамбля РАМ имени Гнесиных и ансамбля Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова. За ними – будущее народной песни.
А вообще-то сила народного искусства и упомянутый «Голос» перебарывает. Так, финалистка телевизионного проекта на Первом канале в команде Пелагеи Тина Кузнецова поведала о том, что, будучи классической пианисткой, потом джазовой певицей, пришла к фольклору: «…Я влюбилась в нашу народную песню. Я бесконечно благодарна фольклористам за их экспедиции. Это непростой труд, я его оценила, вернувшись две недели назад из экспедиции по Белгородской области. Свой репертуар я собираю, пользуясь богатейшей фонотекой фольклорной музыки. Мое кредо – не навредить, а бережно перенести в современную аранжировку содержание и дух, находящиеся внутри песни, в ее сердцевине».
Это драгоценное сердце пока еще бьется, хоть народная песня просто изгнана из эфира, чего нет ни в одной стране Европы. Я уж не говорю про Болгарию с ее каналом «Фольклор» или Венгрию, где на главных каналах звучат народные песни. Но стал в Будапеште нажимать на пульт, и появилась картинка особого канала песен на немецком языке с флажками трех стран – Германии, Австрии, Швейцарии. Понимаете, надо не только проводить президентские советы по сбережению русского языка, но нести его богатства в народ всей силой новых коммуникативных средств – нельзя же только на задушевные фестивали и вечерки энтузиастов полагаться. Нет такого спасительного понимания у тех, кто выстраивает государственную информационно-культурную политику. А без этого – какие скрепы и благие пожелания в белоснежном кремлевском зале?