«Мы ленивы и нелюбопытны…»

Вот, например, накануне поимки Соколова в темных водах Невы вся страна гудела, обсуждая запрет детского спектакля по сказке Дж. Родари «Приключения Чиполлино». 

Содержание сказки всем хорошо известно: бедные беднеют, богатые богатеют и выдумывают для бедных новые налоги. Но доведенные до отчаяния бедные устраивают Революцию, и все в королевстве меняется. Теперь все работают, а кто не работает, тот и не ест. Дворец стал школой, бывший барон трудится носильщиком, бывший управитель и эконом у богатых помещиц, притеснявший бедноту, отбыл наказание в тюрьме и занялся разведением капусты и стрижкой травы. А бедняк, копивший всю жизнь на домик, но сумевший построить лишь нечто вроде голубятни, в которой жить можно было только сидя, стал главным садовником и начальником бывшего притеснителя. Словом, все устроилось как нельзя справедливее. 
И вот приходит новость: московская чиновница запретила спектакль по этой замечательной детской сказке. Запретила на том основании, что, дескать, «такое нельзя показывать на сцене государственного учреждения, у нас сотрудники, семьи, ипотеки». Позвонив накануне показа режиссеру спектакля, чиновница объяснила, что не может рисковать и что режиссер сам все должен понимать. Но режиссер и руководитель театральной студии «Классики» Александр Таттари написал о случившемся в Фейсбуке, после чего сообщение было подхвачено, и по всей стране прошла волна возмущений. Страницы бумажных и сетевых газет запестрели заголовками: «Директор московского центра культуры запретила детскую постановку по мотивам «Приключений Чиполлино»», «Как «Чиполлино» становится экстремизмом», «Сюжет «Чиполлино» уже запретили. Ждем продолжения…», «Испугались Чиполлино» и т.д. Комментаторы ехидно вопрошали: «Что ж с Незнайкой будет? Если поставят спектакль!», «Казалось бы – а при чем тут новость про одиннадцатиметровые квартиры?..» Все возмущались и предрекали последние времена. Как вдруг режиссер спектакля все в том же Фейсбуке заявил: «К сожалению, вокруг ситуации с запретом спектакля «Чиполлино» по мотивам повести Д. Родари театральной студии «Классики» сложилась ситуация нездорового ажиотажа. <…> У нас в студии занимаются творчеством несовершеннолетние, они любители, а не профессиональные актеры. Ни они сами, ни их родители не хотят, чтобы их показывали по федеральным каналам в такой нездоровой ситуации ажиотажа вокруг спектакля, обсуждали в различных, зачастую сомнительных пабликах, они не планируют становиться «звездами» в таком ключе. Уже начались какие-то нелепые интерпретации художественного замысла спектакля, которые не соответствуют действительности. В этой ситуации мы вынуждены отказаться от всех интервью с журналистами, которые были запланированы. Мы не будем показывать данный спектакль в ближайшее время, чтобы не подогревать эту нездоровую ситуацию».
Что ж, на этом фоне самое время хладнокровно разобраться в ситуации и понять, стоила ли она того шума, который был вокруг нее поднят. В конце концов, холодную голову, горячее сердце и чистые руки полезно иметь не только чекисту. Итак, что же известно. Во-первых, спектакль с участием подростков был поставлен Александром Таттари в центре театрального искусства «Классики» при Московском Лианозовском театре. Во-вторых, спектакль называется «#рябчиковжуй #новыдержитесь», а вовсе не «Приключения Чиполлино». Как видим, название к Дж. Родари не имеет никакого отношения. Зритель, покупающий билет на такой спектакль, вспомнит скорее В.В. Маяковского и Д.А. Медведева, чем Родари. В-третьих, спектакля никто не видел! Буквально никто из тех, кто возмутился его запретом в СМИ, самого спектакля не видел, а потому ничего не может сказать о сути происходящего на сцене. В Сети есть запись небольшого отрывка из спектакля. На записи видно, что подростки, одетые в желтые жилеты на манер протестующих во Франции, сидят на полу. Один молодой человек вдруг встает и произносит: «Ешь ананасы, рябчиков жуй…» В этот момент из-за кулис выходит девушка в оранжевом жилете и говорит: «Оскорбление власти…» Конечно, даже этот отрывок не позволяет судить о спектакле в целом. Но о чем можно с уверенностью сказать, так это о том, что подростки отнюдь не разыгрывают по ролям сказку Дж. Родари, что увиденное вызывает в памяти незабвенный образ Леши Навального, но отнюдь не кума Тыквы или синьора Помидора и что, возможно, ссылка на «Приключения Чиполлино» стала всего лишь удачным рекламным трюком, привлекшим к – будем честны – незначительному событию повышенное внимание. Ведь в чем состоит запрет? В Москве с 5 по 10 ноября в Конькове, в центре культуры «Сцена», проходил XVI Международный театральный фестиваль любительских театров «Молодые – молодым». Вход на спектакли фестиваля был свободным, то есть бесплатным. Свободный вход на фестиваль любительских театров на окраине Москвы говорит только о том, что это культурное событие не пользовалось, мягко говоря, особенной популярностью у столичной публики. Более того, как-то сложно вообразить, какую именно угрозу мог разглядеть Кремль в мероприятиях с возрастным ограничением 6+.
Запрет на показ исходил от директора ЦК «Сцена» А.В. Петровой, которая распорядилась не показывать спектакль во время фестиваля в подведомственном ей учреждении и только. Конечно, можно понять режиссера и артистов, которые старались и ждали выступления – тем более что их спектакль изначально был включен в программу, – как вдруг узнали, что в поддержке им отказано и спектакль снят из афиши. Но разговоры о том, что власть запретила «Чиполлино», просто не соответствуют действительности. Вероятно, Петрова с опозданием решила перестраховаться (а может быть, кто-то ей посоветовал), поскольку вовлечение несовершеннолетних в политическую деятельность карается по закону. Даже небольшого отрывка в Сети достаточно, чтобы увидеть, что юные, несовершеннолетние артисты изображают не Чиполлино и Земляничку, а как раз-таки участие подростков в политических акциях. Да и само название спектакля «#рябчиковжуй #новыдержитесь» говорит о том же. 
Другими словами, ни о каком запрете спектакля речи вообще нет! А.В. Петрова не пожелала видеть постановку на подведомственной ей сцене, но запретить спектакль как таковой она не могла, спектакль шел в Лианозовском театре. И только теперь от его показа отказался сам режиссер, столкнувшись с неожиданно широкой оглаской и напором разгоряченной публики. Кстати, создается впечатление, что А. Таттари и сам не рад своему призыву сделать «максимальный перепост», то есть распространить как можно шире информацию об отказе А.В. Петровой допустить спектакль «#рябчиковжуй #новыдержитесь» на молодежный фестиваль. Сам режиссер и написал в Фейсбуке: «ЧИПОЛЛИНО ЗАПРЕТИЛИ!!!» Но какое отношение его постановка имеет к «Приключениям Чиполлино», понять невозможно, а те, кто кинулся обличать «кровавый режим», самого спектакля не видели. Справедливости ради стоит отметить, что отнюдь не все противники положения дел в стране бросились на защиту Чиполлино. Под сообщением режиссера А. Таттари можно прочитать и такие комментарии: «Зачем вы врете про запрет спектакля??? С фестиваля вас сняли организаторы… вполне справедливо. Запрещать показы в театре никто не запрещал. Сами решили отказаться. Так зачем врете?»; «Запретили не Чиполлино, а то, что <…> режиссер из него сделал, втянув детей в это…» Не потому ли режиссер решил отказаться от показа спектакля, что обрушившаяся на него известность могла бы сыграть дурную шутку, а наводнившая театр после такой рекламы публика враз поняла бы, что Чиполлино здесь ни при чем.
Художественный руководитель Лианозовского театра Надежда Егорова заявила: «Именно из-за таких решений чиновников у россиян возникают аллюзии относительно того, что в нашей стране невозможно жить». СМИ уже назвали это замечание «мудрым». Однако, в чем именно «мудрость», пояснить забыли. У россиян действительно возникает много иллюзий. А вот аллюзии, о которых сказала Егорова, или намеки на сказку Джанни Родари приходится искать днем с огнем, чтобы хоть как-то увязать «#рябчиковжуй #новыдержитесь» с «Приключениями Чиполлино». 

[img=-12296]
Но если уж в нашей стране жить невозможно из-за трусливых запретов театральных постановок, давайте выясним, что и где запретили. Итак, по всей стране идут спектакли по произведениям А.М. Горького и Л.Н. Толстого, Н.А. Островского и А.П. Гайдара. В Москве можно посмотреть спектакль «Три толстяка», которому комментаторы предрекли скорый запрет наравне с «Незнайкой на Луне». Кстати, «Незнайка на Луне» идет в театрах Екатеринбурга и Саратова. В Москве на нескольких площадках идет все тот же «Чиполлино», а в Москве или Казани можно увидеть постановку другой сказки Дж. Родари – «Джельсомино в стране лжецов». Да и остросоциальные спектакли Н.Н. Губенко идут в театре «Содружество актеров Таганки» с аншлагом. В конце концов, в интернете в бесплатном доступе есть множество фильмов о том, как следует поступать с проклятыми буржуинами. И капля никому не известного детского спектакля теряется в этом море информации, зрелищ и пропаганды.
В нашей стране отнюдь не все благополучно. Но мнимый запрет постановки, непонятно как связанной со сказкой Дж. Родари, это уж точно не самое страшное «преступление режима». СМИ, повторяющие любой вброс и раздувающие его до размеров политической сенсации, во-первых, отвлекают сограждан от настоящих проблем, во-вторых, убивают доверие к себе, а в-третьих, порождают в обществе равнодушие, о котором написал один из комментаторов под сообщением А. Таттари: «Получается, что вынесенное в первую строку капсом «ЧИПОЛЛИНО ЗАПРЕТИЛИ!!!» является враньем, и это подрывает желание сочувствовать жертвам произвола».
Ничего не стоящий эпизод из жизни закулисья вдруг на короткое время занял умы всей страны. Что это? Ничего, кроме того, что «мы ленивы и нелюбопытны», почтеннейшая публика и на сей раз о себе не сообщила.

Другие материалы номера