«#МыХотимЖить!»

Основная цель пикетов – поддержать медиков, которые в последнее время вынуждены увольняться из российских больниц, основное требование – доступное пациентам здравоохранение.  В роли организаторов выступил независимый профсоюз «Альянс врачей», знамя протеста по всей стране наиболее активно подхватили представители левых сил.

В столице ни массовый пикет, ни митинг у Министерства здравоохранения собянинская администрация медикам «не согласовала» – организаторам было предложено «специально отведенное» место где-то далеко на периферии. Чтобы все же остаться в центре Москвы, решено было проводить сменные одиночные пикеты – чтобы пару минут постоять с плакатом и объяснить людям, что привело их на акцию протеста, необходимо было отстоять очередь. Цепочка желающих растянулась вдоль всего министерского здания, откуда к протестующим никто из руководства так и не вышел, лишь в толпе курсировал некий молодой человек, представлявшийся сотрудником ведомства и предлагавший присутствующим «оставить официальные обращения, которые будут внимательно рассмотрены». Большая часть пикетчиков отнеслась к предложению скептически. Стоявшие в очереди во время длительного ожидания (за час прошла едва ли третья часть активистов) вступали в дискуссии друг с другом и давали комментарии представителям СМИ. 
Одной из участниц акции добраться сюда не помешало даже инвалидное кресло:
– Я сама еле живая, я инвалид первой группы, но считаю, что не имею права быть вне политики, потому что сегодня уничтожают мою страну и мой народ. То, что власти делают с медициной, они делают со всей Россией. Это и наука, и культура, и образование. Но самое главное, безус­ловно, медицина. У нас вымирает народ, это очень страшно! 
Представитель Левого фронта, в прошлом медработник Ирина Фомушкова рассказала, как несколько лет назад проходила «оптимизация» на фабрике «Ударница».
– Начали наш здравпункт дербанить – поликлиника закрылась, перевели в другую медсанчасть. Поменяли три медсанчасти, и в итоге здравпункт просто прихлопнули. Рабочие остались без помощи. Мы проводили медосмотры, делали им прививки, вели профилактическую работу, оказывали первую неотложную помощь. Нас всех поувольняли, а там оставили один предрейсовый осмотр. Всё, больше ничего. А бывает же беда с человеком – на минуты, на секунды счет идет! Пока скорая доедет – а на фабрике она не везде может проехать… Кстати, раньше, в советское время, скорая помощь ехала 3 минуты, поэтому так не гибли люди, как сейчас, – отметила Ирина.
Впрочем, удивляться этому не приходится: доступность бесплатной медпомощи неуклонно снижается по всем направлениям, незаметно, но настойчиво выталкивая потенциальных пациентов в сферу платных услуг. Именно на такие вопиющие факты обращала внимание общественности принимавшая участие в пикете группа пациентов 40-й московской больницы, возмущенных ее «оптимизацией». Люди утверждают, что с переносом медучреждения на другой конец Москвы онкологические больные СВАО остались фактически без полноценной медпомощи. К дверям министерства их привела надежда, что, возможно, хотя бы так власть их заметит.
В то время как пациентов волнуют в основном вопросы качества и доступности современной медицины, врачи и медработники возмущаются преимущественно условиями труда и заработной платой.
– Я являюсь работником федерального центра, и у нас зарплаты, наверное, выше, чем в среднем по стране, – поделился с журналистами Алексей, стоявший с плакатом «Эй, правительство, МЫ СУЩЕСТВУЕМ! (средний медперсонал)». – Но, тем не менее, та зарплата, которую я получаю, меня не устраивает. Не устраивает коррупция, бюрократия: врачи, а особенно поликлиническое звено, не лечат, а пишут!
В Междуреченске Кемеровской области во всероссийской акции Альянса врачей приняли участие четверо медиков, пояснивших, что в их городе, как и по всей стране, закрываются больницы – например, Новокузнецкий клинический противотуберкулезный диспансер. 
В Екатеринбурге пикетчики воспользовались тем же принципом, что и в столице, сменяя друг друга с плакатами «Мы хотим жить» и «Мин­здрав ворует будущее». При этом немалое число полицейских внимательно наблюдали за протестующими у областного министерства здравоохранения.
В Пензе протестовать вышли местные комсомольцы: около десяти представителей ЛКСМ РФ собрались в городском гайд-парке, вооружившись плакатами «Прекратите развал медицины», «Минздрав не предупреждает! Оптимизация вредна вашему здоровью!», «За игры чиновников пациенты платят здоровьем», «Не мешайте врачам лечить детей!». Свое решение поддержать акцию пояснил секретарь пензенского комсомола и депутат Пензенской городской думы Александр Рогожкин:
– Мы знаем, что в этот день медики собираются выходить на улицу. Не знаем их политических требований, но поддерживаем их требования против оптимизации и так далее. Мы знаем, как у нас в Пензе боролся профсоюз сотрудников скорой помощи «Действие». Мы поддерживаем любую низовую самоорганизацию людей, которые работают в медицинской сфере. Поэтому мы стоим сейчас здесь.
Все те же представители КПРФ поддержали акцию и в Ярославле, поочередно вставая в одиночные пикеты возле здания областного департамента здравоохранения. 
В Оренбурге для участников пикета, стоящих с плакатами «Деньги на медицину, а не на зарплату чиновников!», «Савинова, отвечай за главврачей-коррупционеров», «Чиновники, если у нас хорошо, чего вы лечитесь за границей?!», неожиданным стал выход министра здравоохранения, а с 25 ноября – еще и вице-губернатора по социальной политике Татьяны Савиновой, которая пригласила протестующих пообщаться внутри здания. Правда, продвинуться дальше вестибюля ведомства заинтерсованным в диалоге активистам не дала охрана. В итоге программу «Земский доктор», проблемы помощи онкобольным и оттока кадров из региона так и обсуждали в коридоре, куда чиновница сама спустилась вместе с тремя представителями медицинского сообщества. 
В Новосибирске, где в очереди на пикет у здания правительства помимо врачей и сочувствующих выстроились студенты городских медицинских учреждений, особую активность проявили представители правоохранительных органов, не поленившиеся проверить документы у каждого участника пикета.
Еще больше служебного рвения проявили их сочинские коллеги, задержавшие главу отделения Альянса врачей по Краснодарскому краю Юлию Волкову. Несмотря на то, что пикет был одиночным (вторая активистка снимала на телефон), Волковой инкриминируют статью 20.2, получившую широкую известность после московских митингов.
В Екатеринбурге сотрудники областной детской клинической больницы также объявили акцию протеста. Врачи, медсестры и лаборанты подписали открытое заявление с протестом против низких зарплат и их несправедливого распределения руководством учреждения. «Заработные платы всех медиков, а не только «приближенных», должны достигать целевых цифр «майских указов» при работе на одну ставку, без переработок… Количество административно-управленческого аппарата постоянно растет, «изобретаются» новые должности. Мы уже содержим заместителя главного врача по управлению персоналом, заместителя главного инженера, четырех заместителей главной медсестры. Секретарей главного врача трудно уже подсчитать. При этом нам заявляют, что больница не получает дополнительных средств в фонд заработной платы – «денег ведь больше не стало», а вот на новые должности они находятся», – говорится в коллективном обращении. Оно направлено в адрес губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
У стен законодательного собрания в Перми  участниками акции «За достойную медицину» стали пациенты и врачи местных больниц. По словам председателя пермского отделения профсоюза «Альянс врачей» Анастасии Тарабриной, участниками пикета затронуты три «болевые точки» пермской медицины: сокращение коек в городской больнице №6, низкое качество оказания помощи онкобольным и объединение больниц в Чайковском, против которого выступают местные жители.
– Основная из них – проблема в городской больнице №6, – рассказала Анастасия Тарабрина. – Там сейчас более чем в два раза сократили койки в роддоме. Сейчас там осталось 20 коек. При этом нам специально снимают дежурство, чтобы мы меньше принимали родов.
Участниками пикета стали как врачи, которые пришли поддержать своих коллег, так и обычные пермяки, недовольные проблемами в медицине. Например, Сергей Старков считает, что власти должны обратить внимание на проблему онкологии в крае. Мужчина стоял с плакатом «Своевременное и качественное лечение для онкобольных  –  единственный шанс, не лишайте их права на жизнь».
Помимо перечисленнных городов акции Альянса врачей прошли в субботу в Кургане, Смоленске, Ижевске, Воронеже, Саратове, Омске, Санкт-Петербурге и других городах. 
За день до всероссийской акции у стен Министерства здравоохранения России прошел одиночный пикет девушки-подростка, страдающей от муковисцидоза (нижний снимок). Помимо плаката с надписью: «Хочу жить!» и воздушных шариков у нее с собой кислородный концентратор: дышать самостоятельно, без аппарата, она уже не может.
– Происходящее не оставляет равнодушным никого кроме тех, кто сейчас внутри Минздрава! В России не осталось ни одного проверенного лекарства, которое может продлить жизнь больному муковисцидозом! – сообщила в своем Facebook Ольга Шилина, не понаслышке знакомая с этим заболеванием. – В ближайшее время ВСЕ, кто не сможет найти огромные деньги для лечения за границей, начнут умирать!
На сегодняшний день за рубежом люди с муковисцидозом живут в среднем до 45 лет, в то время как в России с трудом дотягивают до 20. Очередная «оптимизация» здравоохранения непосредственно угрожает жизням тысяч детей. Их родители разместили на сайте Change.org адресованную президенту Путину петицию, которую за несколько дней подписали более 100 тысяч человек.

Другие материалы номера