Франция бастует — правительство в осаде

У нас есть срок до Рождества, чтобы правительство «вернулось к разуму», – заявил Лоран Брун, лидер профсоюзов железнодорожников, накануне очередной массовой акции французов против пенсионной реформы.  

Он призвал продолжать борьбу. Помимо Парижа, акции протеста во вторник прошли в Лионе, Нанте, Лилле, Бордо, Марселе и в других городах.
Число участников митингов и акций протеста на 13-й день народного возмущения во Франции достигло 615 тысяч, из них в Париже протестовали 76 тысяч. Такие сведения приводит МВД. По данным профсоюзов, акции были куда масштабнее. Всеобщая конфедерация труда (ВКТ) заявляет о 350 тыс. демонстрантов в Париже и 1,8 млн по всей стране.
В столице перед манифестацией полиция и жандармерия провели более 3759 проверок. 27 человек были превентивно задержаны. Мощная колонна манифестантов прошла от площади Республики до площади Нации. Во время шествия радикалы бросали в полицейских камни и бутылки. Полиция применили слезоточивый газ. Несколько десятков человек задержаны. 
Среди лозунгов акции – не только напрямую связанные с пенсионной реформой – «Работники железных дорог бастуют: тот же Макрон, та же битва», «Социальная сфера в опасности: уставшие злые медсестры», «Убивать образование – порабощать народ».
Полицейские использовали водометы и слезоточивый газ, чтобы разогнать протестующих в Нанте.
В Лионе протестовали 40 тысяч человек. Демонстрации сопровождались блокированием предприятий, в их числе нефтеперерабатывающий завод, самый крупный внутренний порт Франции Эдуар Эррио, автобусное депо.
Между тем полиция тоже против реформы, даже несмотря на обещанные поблажки. О поддержке протестов заявили профсоюзы полицейских. Есть информация,  что те полицейские, которым необходимо работать несмотря на забастовку (чтобы поддерживать порядок), намерены взять больничный.
«Черный вторник», – так говорят французские чиновники о выступлениях 17 декабря. Хотя на самом деле протесты можно назвать красными – по цвету флагов, под которыми трудящиеся исторически борются за свои права. Организаторами акции выступили профсоюзы и студенческие движения. К шествиям и митингам присоединяется Французская демократическая конфедерация труда – одно из крупнейших объединений трудящихся.
По призыву газеты французских коммунистов «Юманите» прошло совещание представителей левых партий и групп, на котором принято решение о координации действий.

***

Это третья масштабная акция против пенсионной реформы. Предыдущие состоялись 5 и 10 декабря. А тогда на улицы французских городов вышли более 1,5 млн человек.
Всеобщая забастовка продолжается уже две недели. По-прежнему ограничено движение поездов дальнего следования. Не работает парижское метро.
Государственная железнодорожная компания SNCF призвала пассажиров по возможности отложить поездки. Во многих университетах страны в связи с забастовкой отложено проведение экзаменов. Да студенты и сами одни из самых активных участников протестов. Ведь реформа коснется, прежде всего, молодого поколения. В рядах протестующих – работники здравоохранения и образования, пожарные и авиадиспетчеры.
«Школа закрыта. Учителя и директор бастуют», – написано на дверях многих школ. Как утверждается в репортаже «Евроньюс», родители проявляют понимание: «Здесь занятий нет лишь в нескольких классах. Так что детей можно оставить. В любом случае мы поддерживаем забастовку учителей. Даже если бы наша школа была закрыта полностью, нас бы это не особо волновало. Мы бы договорились с людьми, с соседями, например».
В Лувре закрыто несколько музейных залов, ограничен доступ в Версальский дворец. Невозможно посетить и Эйфелеву башню. Бастует даже оперный театр.
«Вот наше послание властям: прислушайтесь к общественному мнению, прислушайтесь к тем, кто бастует, прислушайтесь к демонстрантам! Вы хотите улучшения ситуации? Мы с этим полностью согласны. Но сейчас вы должны сказать: «Давайте начнем с нуля. Мы остановим проект и поговорим об улучшении пенсионной системы». У нас, профсоюзов, есть предложения. Никто не может это отрицать. Встречные предложения. Нас просят найти решения, они у нас есть. Пусть власти их реализуют», – говорит один из профсоюзных лидеров Филипп Мартинес.
Конечно, транспортный коллапс, вызванный забастовкой, создает серьезные неудобства. Особенно в канун рождественских каникул. Однако около 70% французов поддерживают протесты, потому что понимают – идет борьба за будущее. И полуторамиллионные антиправительственные выступления уже принесли определенные плоды. 
В понедельник верховный комиссар Франции по вопросам пенсионной реформы и ее главный разработчик Жан-Поль Делевуа ушел в отставку. Выяснилось, что Делевуа не задекларировал свои должности, в том числе и платные, которые он занимал в различных ассоциациях и фондах. Так, Делевуа за два года получил около 140 тысяч евро в аналитической группе Parallaxe, где он числился почетным президентом. Делевуа также занимал несколько должностей в других частных структурах, среди которых институт по обучению работников страховой системы Ifpass. Между тем французское законодательство запрещает министрам такое совместительство, дабы не возник конфликт интересов и почва для коррупции.  
Как и все пойманные за руку чиновники-нарушители, Делевуа сослался на «забывчивость» и даже пообещал вернуть гонорары. Однако дело не только в деньгах, а в обмане. Антикоррупционная ассоциация Anticor сообщает о нарушениях в прокуратуру, поскольку чиновник «удостоверил своим честным словом достоверность информации, указанной в его декларации».
В заявлении об отставке чиновник называет разоблачения «агрессивными и ложными», хотя не опровергает приведенных фактов. Решение покинуть пост он объясняет тем, что доверие к нему «ослабленно», а без такого доверия невозможно осуществить реформ, «крайне важных для Франции».
Президент Макрон принял его отставку, как утверждается, «с сожалением». А в правительстве Эдуара Филиппа стремятся продемонстрировать, что отставка одного министра, пусть и ключевого для пенсионной реформы, совсем не конец реформы. «Тот факт, что Делевуа покидает правительство, не имеет никакого отношения к реформе, которую он блестяще подготовил. Эта реформа не уходит вместе с господином Делевуа, правительство продолжит защищать ее. На его место скоро будет назначен новый человек», – заявила официальный представитель правительства Франции Сибет Ндиайе.
Но правительство уже пошло на весьма серьезные уступки профсоюзам и протестующим. Это стало ясно, когда Эдуар Филипп выступил с изложением принципов пенсионной реформы. В полном объеме пенсии можно будет получать не с 62 лет, как сейчас, а с 64. Будут отменены также ныне существующие два десятка особых пенсионных режимов, в результате чего своих льгот и раннего выхода на пенсию лишатся работники государственных транспортных предприятий. Однако в полном объеме это затронет только тех, кому исполнится 18 лет в 2022 году. Тех, кто родился раньше 1975 года, реформа вообще никак не коснется. Ведь они выбирали себе профессию и трудоустраивались, исходя из прежних норм и правил. Какой контраст с российской ситуацией, где под жернова пенсионной реформы попали даже те, кому до заслуженного отдыха оставался год!
Впрочем, и во Франции власти сначала намеревались распространить пенсионный грабеж на граждан с 1961 года рождения. И только широчайший протест, солидарность (в том числе, поколенческая) и боевые профсоюзы вынудили власти к отступлению.
«Во Франции отменили пенсионную реформу, вызвавшую забастовки», – так Le Monde прокомментировала эти уступки.
Но трудящиеся вовсе не считают, что уступки, даже значительные, – это победа. Победа – это полная отмена реформы, ухудшающей социальное положение граждан. Как это было в 1995 году, когда власти после многонедельной забастовки отменили повышение пенсионного возраста. Но не оставили своих намерений. За последние 10 лет он повысился во Франции в 60 до 62 лет. При этом остается одним из самых низких в Европе – но только потому, что Франция борется. Временные неудобства можно перенести, когда речь идет о судьбе будущих поколений.    

Другие материалы номера