Два пишем, три на ум пошло

Об этом пишут экономисты и политики всех мастей и ветвей власти, всех партий: центристских, левых, правых, ультранаправленных.

Наблюдается разноголосица, столкновение непримиримых мнений. Среди остродискуссионных вопросов на передний план выдвинулись следующие:

– Почему властям не удается обеспечить экономический рост?

– Почему зачастую умалчиваются реальные результаты?

– Почему дважды майские указы президента (2012 и 2018) по многим параметрам не выполняются?

– Почему вымыслы властей выдаются за реалии нашего бытия?

– Почему уже 20 лет говорим об экономических и политических реформах, о прорыве, но желаемого прорыва нет и не виден светло-зеленый огонек в тоннеле будущего?

– Почему за последние 10 лет (с 2009) и особенно в последние 6 лет (с 2014) реальные медианные доходы россиян снижаются?

Штрихи к действующим
в России экономическим
механизмам

В России одновременно работают много, два-три десятка, вариантов экономик, каждая из которых имеет свои особые механизмы практической реализации.

Общепризнано, что в любой стране варианты экономик делятся на внешние и внутренние. В свою очередь, внешние варианты экономик и механизмы их осуществления различаются в зависимости от стран, с которыми устанавливается экономическое сотрудничество.

Так, с Германией наши механизмы и варианты экономического, торгового и социально-политического сотрудничества и взаимодействия значительно отличаются от наших экономических взаимоотношений с Италией, Испанией, Францией, Венгрией, Швецией, Финляндией и другими странами. Особо специфические экономико-политические и торговые отношения сложились у нас с Турцией, Сирией и Украиной в связи с поставками и продажей газа по разным газопроводам.

Эти механизмы и экономики претерпевают постоянные изменения во времени, особенно в XXI веке в связи с глобализацией мировых взаимоотношений, горячих и холодных войн, динамики развития тех или иных стран, их политической ориентации, вхождения в мировые сообщества (НАТО, ОПЕК, БРИКС и т. п.). Отношения могут быть дружескими, как например, с Китаем, Индией, и недружелюбными, как с Америкой, Англией, Украиной.

Большинство экспертов (экономистов и политиков) считают, что российские варианты и механизмы внешних экономик являются эффективными  и успешными, выгодными для нашей страны. Хотя есть эксперты-одиночки (и я среди них), которые полагают, что не все так гладко в наших экономических отношениях с рядом стран на американском континенте, в Африке, Азии и Европе. Снова упомянем часто изменяющееся 20-летнее противостояние России и Украины. Обвинение, нагнетание взаимных угроз, в том числе со стороны США и Англии, русофобии, в чем, что ни говори, в определенной степени мы повинны сами.

***

Что касается внутренних экономик России и задействованных механизмов их функционирования, то они подразделяются:

1. По вертикали – на уровнях федеральной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления.

2. По горизонтали – по регионам и территориям, в том числе по федеральным округам, территориям опережающего развития (ТОР), особым экономическим зонам, обособленным территориальным анклавам (Калининградская обл.).

3. По отраслям народного хозяйства и видам деятельности – оборона (ОПК), энергетика, добыча и обработка минерального сырья, сельское хозяйство, машиностроение, легкая промышленность, аграрно-промышленный комплекс, скотоводство, социальные услуги и т. д. и т. п.

4. По слоям гражданского общества – олигархи и компрадоры, чиновники, средний класс, крестьянство, пролетариат, работники сферы услуг, самозанятые, теневой сектор, индивидуальные предприниматели, в том числе в сфере домохозяйства.

5. По компаниям и организациям монополии и олигополии (Газпром, Роснефть, Лукойл и др.), государственные корпорации (Ростех, Росатом и т.п.), вертикально интегрированные и горизонтально интегрированные компании (холдинги), зарубежные компании, предприятия и организации малого и среднего предпринимательства (МСП), юниорные предприятия, индивидуальный бизнес («гаражная» экономика).

***

В развитых и развивающихся демократических странах особняком выделяются гражданин и семья, как основная экономическая ячейка гражданского общества. В этих странах, в том числе в России, одной из доминирующих основ власти, экономики и политики является экономика гражданина и семьи, целенаправленная на рост благополучия и доходов каждого гражданина и каждой семьи, а также на осознание гражданами и семьями их ведущей роли в развитии страны.

При этом первичной в обществе является экономика, а политика (по Марксу и Ленину) – это концентрированное выражение экономики, ее продолжение и развитие.

Но в постсоветской России прямо наоборот – политика предопределяет развитие экономики. Отсюда наши беды, бедность, жалкое, почти нищенское существование 99,99% граждан и семей.

***

Выскажу несколько неординарные суждения об основном механизме варианта (вариантов) экономики, преобладающего в структурах федеральной власти и властей субъектов РФ.

На современной стадии развития империализма практически во всем мире, в подавляющем большинстве стран, в том числе и в России, принято считать, что власть должна заботиться о росте прибыли, что сегодня экономической целью развитых и развивающихся стран должно быть извлечение максимальной прибыли, максимальной прибавочной стоимости.

Но анализируя российскую экономику и в особенности формирование и расходование бюджетов всех уровней, можно увидеть две особенности.

Первая: доходы бюджета, его формирование базируется на опустошении кошельков граждан.

Вторая: в основе расходования бюджета лежит, грубо и образно говоря, прикарманивание чиновничьей ренты топ-чиновниками и топ-менеджерами компаний-поглотителей бюджетных средств.

Речь идет об откатах, о заранее обозначенных в сфере госзакупок организаций-подрядчиков, субподрядчиков…

Еще раз подчеркну, что основной целью всех ветвей и уровней власти в России является  прикарманивание чиновничьей ренты, а не повышение экономической эффективности для извлечения максимальной прибыли, как в большинстве развитых и развивающихся стран мирового сообщества.

***

В подтверждение вышесказанного приведу фактические данные об опустошении кошельков граждан и семьи. По подсчетам многих экспертов (только не росстатовских) действующая в России суммарная налоговая нагрузка, в зависимости от регионов и местных властей, сегодня составляет 50–60%, то есть наши доходы уменьшаются на эти самые 50–60%.

Помимо основных налогов, граждане платят:

* многочисленные государственные пошлины;

* акцизы за бензин, сигареты, алкоголь, меха и т.п.;

* торговые надбавки в магазинах, аптеках, при покупках по интернету;

* плату за обучение и так называемые школьные сборы и поборы;

* утилизационные сборы за обувь, меха и даже за велосипедные алюминиевые рамы;

* проценты за займы в банках и микрофинансовых организациях;

* увеличивающиеся сборы за стоимость посылок по почте;

и многие другие.

По экономической сути, косвенные налоги – это грабеж народа, возведенный в ранг политики.

***

Недавно прочел в газете «Известия» (16.10.2019) удивительное сообщение.

ВНИИ труда (подведомственное учреждение Минтруда) подсчитало, что потери российской экономики из-за несоблюдения норм охраны труда составили 1,67 трлн рублей, или 1,6% валового внутреннего продукта (ВВП).

Под потерями подразумеваются последствия производственных травм, которые  могут быть получены и по вине работника, и по вине работодателя. После несчастного случая работник может уйти на больничный или даже на пенсию. Соответственно издержки (затраты) несут как сами компании-работодатели, так и государственные социальные структуры. В частности, в прошлом году Пенсионный фонд России (ПФР) потратил 898,8 млрд рублей (почти триллион) на выплату досрочных пенсий людям, работавшим на вредных производствах. Спрашивается, почему пенсионный фонд, а не бизнес, работодатели?

Вот так выглядят потери экономики России из-за плохих условий труда (млрд руб.):

* досрочные пенсии – 898,8;

* издержки работодателей – 586,4;

* расходы бизнеса на компенсации работникам – 116,7;

* выплаты по страховым случаям – 71,9;

* итого – 1673,1 млрд рублей.

Представляется, что эта «научная» (псевдонаучная) работа выполнена по указке руководства ПФР и что это явно фейковые цифры, чтобы оправдать необходимость повышения пенсионного возраста, чтобы показать недостаток средств ПФР.

Ликвидация только одной этой несуразности позволила бы не повышать пенсионный возраст, не вводить повышение НДС на 2%. Рост НДС, кстати, в том же 2018 г. увеличил госбюджет всего примерно на 650–700 млрд рублей.

Потери от плохих условий труда отрицательно сказываются на росте производительности, одной из целей нацпроектов; на демографии, продолжительность жизни снижается.

Если ВНИИ труда подсчитал потери ПФР, государства, работодателей, то почему не подсчитаны дополнительные расходы пострадавших граждан и их семей на лечение и на лекарства?

Человек и семья – основная экономическая ячейка
гражданского общества

На Западе и в Америке основой общества является человек и его семья, каждый гражданин страны, то есть идеология демократизации человека как ячейки гражданского общества.

У нас «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Конституция РФ, статья 13).

«Народ осуществляет свою власть непосредственно (выделено мною. – С.К.), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». (Конституция РФ, статья 3)

Я никак не могу понять, что значит «непосредственно», каким образом, почему раздвоение на госорганы власти и на органы местного самоуправления?

При этом в нашей Конституции нет обоснования того, что на Западе и в США понимается под «демократизацией».

Тем не менее из реалий российского бытия, по моему мнению, вытекает, что у нас:

– на первом плане демократизация государства с применением последовательно и постоянно увеличивающихся полномочий администрации президента (Кремля), армии и силовых структур;

– а человек, его семья и интересы граждан на втором плане.

Это наглядно видно из анализа основных параметров федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления. Власти постоянно  из всех «утюгов» твердят, что консолидированный (с субъектами РФ) бюджет у нас социально направленный, а фактически это не так – основная часть бюджета расходуется на внешнеполитические цели, на содержание армии, флота, военно-космических сил, на полицейские и силовые структуры, нацгвардию и тому подобные структуры и ведомства.

Недавно, кажется в октябре, на портале Superjob появилась новость, что для полного счастья среднестатистическому россиянину требуется ежемесячный доход, равный 161 тысяче рублей.

Чтобы чувствовать себя счастливыми, мужчинам требуется в среднем оклад размером 181 тысяча рублей, женщинам – 138 тысяч. Самые высокие ожидания по зарплатам в Москве – 212 тысяч. Жители Владивостока хотят 205 тысяч, Ростова-на-Дону – 200 тысяч рублей. Самые скромные требования по зарплате у жителей Липецка (124 тыс.) и Оренбурга (115 тыс.).

Отметим, что это всего лишь немногим больше 2 тысяч евро – средней зарплаты в большинстве стран Западной Европы. У нас в стране такая сумма, особенно если ее получают два члена семьи, обеспечит спокойную жизнь и даже позволит откладывать часть этой суммы на старость.

Справороссы уже более двух лет обосновывают, что минимальный уровень зарплаты, одобренный экономистами Российской академии наук (РАН), должен быть не менее 31 тыс. рублей.

Здесь уместно разобраться с терминологией, потому что это крайне важно для понимания счастья с позиции получаемого гражданином страны ежемесячного дохода.

За рубежом в развитых странах в доход включаются поступления на банковский счет гражданина в течение года, как то:

* зарплата, премии, дивиденды;

* социальные пособия;

* плата за сдачу личной собственности (к примеру, квартир) в аренду;

* проценты по акциям и другим ценным бумагам;

* оплата за использование личного транспорта при выполнении заданной работы и тому подобное.

Из годового дохода вычитаются:

* уплаченные налоги;

* страховые взносы;

* установленные государством обязательные платежи (к примеру, ипотека) и тому подобное.

Полученная разность поступлений доходов на банковский счет за год и законодательно установленных расходов делится на 12 – получается месячный доход.

Также в большинстве развитых и развивающихся стран законом устанавливается минимальная часовая оплата по разрядам и категориям работающих, меньше которой оплата труда за один час не может быть.

В той же Америке закон обязывает работодателей вести учет отработанных часов за неделю и еженедельно оплачивать (переводить на банковский счет) заработную плату (зарплату) с учетом премий, надбавок, наложенных на работника штрафов и т.п.

Аналогично учитываются доходы всех членов семьи, после чего он делится на число членов семьи, включая иждивенцев – в итоге получается средний доход членов семьи, на который начисляется подоходный налог.

Но вернемся, как говорится, к нашим баранам.

Вот справороссы заявили, что «минимальный уровень зарплаты должен быть 31 тыс. рублей».

Невольно задаюсь вопросами:

* какие доходы и расходы входят в эту минималку;

* сколько учтено рабочих часов в месяце – оно ведь изменяется, особенно в России, где праздников хоть отбавляй;

* как минимальный уровень зарплаты увязывается с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) в России;

* какая связь зарплатной минималки с прожиточной минималкой (прожиточным минимумом);

* какой набор и какое количество продуктов, лекарств, товаров и жизненно необходимых услуг учтено в расчете на год в справороссовской минималке;

* учитываются ли затраты на отпуск, на проживание в гостинице и проезд в теплые края в России либо в ближнее зарубежье?

До сентября 2007 г. в Трудовом кодексе Российской Федерации было определение «минимальной заработной платы», идентичной, равной МРОТ, в которую запрещалось включать компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, то есть тарифные ставки и оклады не могли быть ниже МРОТ.

Но с 1 сентября 2007 г. наши доблестные профсоюзы, неизменно возглавляемые весь постсоветский период Михаилом Шмаковым, исключили из ТК РФ понятие «минимальная заработная плата», что позволяет устанавливать ее ниже МРОТ. Понятно, что отдельные субъекты РФ по причине нехватки денежных средств, а также из-за жадности некоторых губернаторов начали устанавливать тарифы и оклады ниже МРОТ. Это было в Тверской, Иркутской и других губерниях. Пошли жалобы трудящихся и дошли они аж до Конституционного суда (КС), который, понятное дело, установил недопустимость подобных действий, потребовал изменить законодательство, но до этого дело пока не продвинулось. Как всегда, авось в будущем, все в том же 2024 году, возможно, доработаем законодательство.

Ну а с жалобами у нас во всех ветвях власти и даже в КС действует замечательный принцип – пишите граждане, пишите… Кому-то, может быть, и повезет, если жалобу услышит и увидит президент…

В этой связи напомню читателям «Советской России», что в том же 2007 г. В. Путин говорил и обещал народу, что через 12 лет, к началу 2020 г., средняя зарплата в России будет 2700 долларов (около 170 тыс. руб.), пенсионеры начнут получать три (!) прожиточных минимума.

Остановимся кратко на экономической и терминологической сущности понятия «потребительская корзина». Ей в нашей стране придается особое значение – это не только минимальный набор продуктов, лекарств, товаров и услуг. Это еще и исходная базовая величина для определения параметров социального раздела госбюджета. От потребительской корзины у нас зависит прожиточный минимум (ПМ) на душу населения, на основе которого устанавливается МРОТ.

Вопрос о составе потребительской корзины (ПК) в России рассматривается не часто, последний раз она законодательно корректировалась в конце 2012 г. При составлении трехлетних федеральных бюджетов в 2015 и 2018 гг. потребительская корзина не корректировалась. Ее корректировка отложена до 2024 г.

Росстат опубликовал основные социально-экономические показатели субъектов РФ в первом полугодии 2019 г. («Российская газета», 11.09.2019), среди которых есть весьма интересные для понимания нынешнего уровня счастья:

* стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в июне 2019 г. (средний по стране 16 064 руб., максимальный – Москва, 23 078 руб., минимальный – Республика Мордовия, 13 710 руб.);

* стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в июне 2019 г. (средний по стране 4367 руб., Москва – 5340 руб., максимальный – Чукотский АО, 10484 руб.; Магаданская обл., 7520 руб.; минимальный – Саратовская обл., 3590 руб., средний по Приволжскому ФО – 3900 руб.; средний по Северо-Кавказскому ФО – 4110 руб.).

Примечание: как тут не вспомнить слова Натальи Соколовой, министра занятости и труда Саратовской области, что можно прожить на «макарошках» на 3000–3500 рублей в месяц.

* Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций (средняя по стране 46 210 руб. максимальная – Москва, 91 420 руб.; минимальная – Чеченская Республика, 26 529 руб.; по федеральным округам: максимальная – Центральный ФО, 58 832 руб., минимальная – Северо-Кавказский ФО, 28 263 руб.

* Величина прожиточного минимума за II квартал 2019 г. (средняя по стране 11 185 руб. максимальный ПМ – Чукотский АО, 22 474 руб., Москва – 16 957 руб.; минимальный – Республика Адыгея, 9474 руб.).

Потребительская корзина вступает в несоответствие с определением бедности: если ее увеличивать, то возрастает численность бедных, а это противоречит Указу президента от 7.05.2018 и нацпроектам.

Также наша ПК сильно расходится с ПК в развитых европейских странах и в США. У нас в корзину включается всего около 100 наименований товаров, предметов и услуг, у них – более 400!

В завершение этого раздела скажу, что я считаю и уверен в этом как независимый эксперт-экономист, что для счастья человека в сегодняшнем глобальном мире в развитых и развивающихся странах, в том числе в нашей родной стране, необходимо с учетом региональных ценовых различий, чтобы реальные доходы на члена семьи составляли не менее 2000–3000 долларов США – по сегодняшнему курсу 130–200 тыс. рублей.

Куда плывет
российская экономика

Министр экономики М. Орешкин озвучил восемь мер и проблем, предложенных Минэкономразвития, которые якобы обеспечат в ближайшем будущем выход из кризиса, а также обеспечат темпы роста российской экономики выше среднеевропейских. Правда, остается неизвестным, когда это «ближайшее будущее» наступит, через сколько лет.

Предложены следующие меры:

1. Улучшение инвестиционного климата.

2. Повышение эффективности рынка труда.

3. Совершенствование госсектора.

4. Совершенствование госуправления.

5. Развитие конкуренции.

6. Развитие технологий.

7. Увеличение инвестиций.

8. Активизация экспорта, особенно несырьевого.

В «Московском комсомольце», (28.08.2019) доказывается банальность этих мер, их взаимозависимость и предвзятость. В дальнейшем в рамках этой статьи и ее продолжении будут проанализированы каждый из обозначенных выше аспектов, поскольку они являются важнейшими составляющими российской экономики.

Однако настоящая беда в том, что сегодня в Минэкономразвитии, главной экономической вотчине России, нет утвержденной и принятой экономической и социально-политической стратегии страны. А это, в свою очередь, означает, что неизвестно, куда наша страна плывет.

Настоящих долговременных, хотя бы на 20–25 лет, как это принято в большинстве развитых и развивающихся стран, в постсоветской России не было и до сих пор нет. В начале правления В. Путина в 2000 г. была принята стратегия, точнее, программа социально-экономического развития Российской Федерации на период 2000–2010 годы, разработанная в Центре стратегических разработок (ЦСР). Ее реализация осуществлялась правительством Грефа.

По разным оценкам экспертов, политиков и экономистов, в том числе самого Грефа, эта стратегия выполнена всего на 20–30%. В кризис 2009–2010 гг. о ней попросту забыли и сегодня даже не хотят вспоминать.

В 2012 году была подготовлена стратегия, получившая название «Стратегия – 2020»:

Новая модель –
новая социальная политика

«Стратегия – 2020» опубликована в 2013 году в двух томах. Однако вскоре с началом российского кризиса 2014 г. о «Стратегии – 2020» забыли. Президент назвал ее неприемлемой для нынешних экономических условий. И лежит она мертвым грузом. А мы по-прежнему не знаем, куда нам плыть. В будущем сплошной туман и промозглость.

Чтобы понять, каково будущее нашей страны, необходимо разобраться в ее настоящем. Здесь у экономистов и политиков всех мастей мнение однозначное:

Россия поражена глубоким экономическим кризисом – при этом власти его видят, говорят, что якобы борются с ним, но угрозы извне (США, Европа) и отчасти внутри страны пока не позволяют выйти из кризиса, однако нацпроекты и выделенные на их исполнение триллионы рублей якобы обеспечат некий прорыв и станет нам всем хорошо в 2024 году.

Будет ли прорыв, и какой? Избавится ли Россия и найдет ли механизм ослабления внешних и внутренних угроз? Что нам ожидать в ближайшие годы?

Вот как об этом в «Российской газете» в колонке «Точка зрения» (3.12.2019) рассуждает известный провластный экономист Яков Миркин:

«[У народа] есть еда и тепло, более или менее все накормлены, а наши недуги с нами и останутся. Пустоты в сырьевой экономике, отставание в технологиях, бедность 20–30 млн человек, низкие доходы населения, плохая демография, пустеющие малые и средние поселения – всю эту хронику придется лечить долго и нудно».

Как видно, экономическая реальность, описана правдиво сочно и даже красочно. Но дальше следует неожиданное продолжение.

«Но еще не та мера боли. Даже от долгов населения – их все боятся – еще не полыхнет. По-настоящему жарко с этими долгами может стать только через несколько лет».

Безусловно, Я. Миркин передает озабоченность властей и одновременно с этим необходимость того, что власти должны быть во всеоружии, чтобы погасить возможные массовые протесты. Понимая, что армия, полиция, нацгвардия и прочие силы подавления беспорядков в России созданы, Миркин разворачивается в сторону наличия и возможного продолжения экономического кризиса.

«Где же тогда риски кризиса в 2020 году? Снаружи! Все помнят, что беды 1998, 2008 и 2014 годов пришли из-за рубежа. Девальвации, финансовые инфекции, падения мировых цен и спроса на сырье, бегство капиталов, будь они прокляты! Если обернуться назад – как часто они портили нам жизнь! Вот ведь только что в 2018 году рубль опять упал из-за санкций! Ау, год 2020! Что ты нам сулишь?».

Тут сплошное вранье, все путано-перепутано, свалено в одну кучу.

Дефолт 1998 г., который был преодолен всего за девять месяцев.

Краткосрочное в 2008 г. полугодовое кризисное падение мировых цен на один баррель нефти марки Brent.

В июле 2008 г. мировая цена барреля нефти достигла рекордного исторического максимума 143,95 доллара, а в декабре она обвалилась до 33–34 долларов (почти в четыре раза!). Через полгода с июня 2009 г. мировая цена барреля нефти начала расти и в среднем за 2009 г. составила 61,74 доллара.

Кстати, такая цена нефти держится с октября 2019 г.

С 2011 года стоимость барреля нефти стала подрастать и в 2012 году составила, примерно, 125 долларов за баррель. В 2014 г. началось падение мировых цен в 2 раза, до 55–60 долларов. Снижение длилось до 2016 года, в котором недолгое время баррель стоил 35–40 долларов.

Завершая свою «Точку зрения», Яков Миркин пишет:

«Итак, 50–55% шансов за то, что впереди, в 2020 году, легкая «депрессивная зона» в мировой экономике, жизнь около нуля, финансовые грозы идут мимо, хотя ветер и шум предгрозовые…

Но как ни подмазывай колеса мировой экономики, рано или поздно он [кризис] придет, исключений не было. Главное – успеть до него встать на дорогу быстрого, устойчивого роста, чтобы никто никогда не смел сказать: 2010-е годы были потерянными для России».

Еще раз отмечу, что написано красиво, но в каждой фразе обманка о том, что «2010-е» годы не потеряны, если на самом деле они потерянные для народа, для гражданского общества, но не потерянные для власти.

Но главное, на что хотелось бы обратить внимание читателей «Советской России», состоит в том, что Я. Миркин ни слова не сказал, как выйти на устойчивый рост.

С этой целью, читатель, давай вернемся к дефолту 1998 г., который был ликвидирован и была налажена всего за 9 (девять!) месяцев экономика страны и банковская система невиданными в мире темпами – настоящее экономическое чудо, настоящий прорыв.

Это осуществило правительство Евгения Примакова и Юрия Маслюкова совместно с Центробанком, который возглавлял Виктор Геращенко.

Изучив и проанализировав опыт выхода из дефолта, я больше чем уверен, что социально-экономический потенциал России настолько велик, что если не зацикливаться на нацпроектах и медведевском слогане «денег нет, но вы держитесь», то можно за те же 9 месяцев, максимум за год ликвидировать кризис, который вот уж более шести лет навязан нам, россиянам, и поддерживается всеми ветвями власти.

Собственно задумкой этой статьи мне хотелось показать, что деньги в стране есть и их много, и их достаточно, чтобы преодолеть даже не один, а два-три кризиса, подобных сегодняшнему российскому кризису.

Однако снова вернемся в дефолтный период 1998–1999 годов.

Чубайсо-гайдаровским последователям, естественно, не понравилось социально направленное правительство Евгения Примакова, при котором запрещалось воровать народные деньги и переводить их за рубеж. И они убедили Б. Ельцина в необходимости отставки правительства Евгения Примакова, что он, опохмелившись, и сделал. 12 мая 1999 г. в телеобращении к гражданам страны Ельцин объявил свое решение об отставке правительства необходимостью исправления кризисной ситуации в экономике и социальной сфере.

Вот уж воистину чушь собачья – правительство, которое восстановило экономику после дефолта и кризиса, обвинили в том, что оно создало кризис.

Этот исторический урок весьма поучителен сегодня, когда черное выдается за белое, а белое маскируется в черный квадрат Казимира Малевича.

«Черное» повышение пенсионного возраста в России оправдывается необходимостью увеличения поступлений в госбюджет и пенсионный фонд, где денег якобы кот наплакал, хотя на самом деле денег хоть отбавляй.

«Белая» необходимость и обязанность властей повышать доходы граждан, прожиточный минимум, МРОТ и тому подобное маскируются в «черный квадрат Малевича» в виде нацпроектов, триллионов рублей для реализации и постоянного их перемещения в неосязаемое будущее, которое западные подпевалы обозначили для России в сто (!) лет. Более «разумные» российские власти обозначают 5–10 лет, когда россияне заживут хорошо и весело.

Чем и как нас отвлекают
от реалий российского
экономического бытия

В нашей стране (особенно в последние 5–6 лет) выносятся на народное обсуждение одиозные новости:

* Важность и необходимость национальных проектов.

* Переход в ближайшем будущем на четырехдневную рабочую неделю.

* Цифровизация всего и вся.

* Роботизация.

* Создание искусственного интеллекта.

* Переход на какие-то новые технологические уклады.

* Быстрый переход в статус экологически чистой страны, необходимость мусорной реформы.

* Расширение ЕГЭ, как возможности поступления молодежи из глубинки в любой элитный вуз страны.

* Нововведения в высшее образование. Разделение его на бакалавриат и магистратуру.

* Ликвидация сырьевой экономики.

* Важность перехода на электронное удаленное голосование.

* Неизменность налоговой системы.

* Необходимость увеличения малого и среднего предпринимательства и бизнеса.

Этот перечень можно продолжать и расширять.

Но если вдуматься и задуматься, то все эти новости представляют собой либо обманки – фейки, либо некие пропагандистские мечтания Кремля и исполнительной власти.

Каждую подобную новость власти обосновывают ссылками либо на положительный зарубежный опыт, либо на Советский Союз, который в силу разных причин не уделял должного внимания указанным проблемам, игнорировал их, что, в частности, повлияло на идеологию советского народа, который решил, что советская идеология устарела и что необходим переход от плановой социалистической экономики к рыночному капиталистическому хозяйствованию.

Чудовищный обман советского народа, приведший к расчленению второго по мировой значимости Советского государства, единственного мирового конкурента американского «града на холме». Приведший к временной (хотя и затянувшейся) ликвидации социалистического уклада, социалистической культуры и искусства.

Отрадно, что сегодня гражданское общество осознало пагубность содеянного и выражает явную готовность к возрождению социализма в нашей стране, а также в отдельных странах на европейском, азиатском, африканском и латиноамериканском континентах.

Сурковский путинизм
и заключительные
соображения

Ясно, что сегодня все ветви власти и клановые группировки внутри них (кто с опасением, кто с радостью) ожидают 2024 год, точнее, конец президентства Путина.

Гадают, как Путин сохранит государственное лидерство – по азиатскому примеру Нурсултана Назарбаева, либо по европейскому, в частности, англокоролевскому, либо по особому закону и соответствующими изменениями в Конституции Российской Федерации (об этом уже начали говорить и трезвонить в СМИ).

Власти и кланы гадают, останется ли Д. Медведев председателем правительства или назначат нового. Те же СМИ уже начали обсуждать несколько фамилий…

Партии и их лидеры гадают и одновременно мечтают омолодиться, увеличить свое присутствие в Федеральном собрании и в субъектах РФ, расширить свое влияние в обществе.

Началось гадание (и даже в центральных СМИ) насчет того, вернется ли социалистический уклад и в каком обновленном обличье – об этом гадает и пишет пресловутая интеллигенция, которая сыграла важную роль при свержении советского социализма. Сегодня же видна и очевидна слабость новой российской интеллигенции, ее деградация.

Создается такое общее впечатление, что глубинные верхи сурковского народа затаились и чего-то ждут. Чего? Поживем и увидим, посмотрим и оценим.

Но народу нужны не гадания и вымыслы прикормленных политиков и экономистов, а насущная жизнь сегодня  и завтра.

***

Действующая в России экономическая модель навязана народу политической властью. Ленинский тезис о том, что политика – это концентрированное выражение экономики преднамеренно перевернут с ног на голову. В этом суть действующей экономической модели:

Власть не служит народу, а народ обслуживает власть, выполняя под надзором то, что заблагорассудится власти.

Это приводит к пока еще разрозненным протестам, которые легко подавляются полицией и нацгвардией.

Отчетливо проявляются проблемы в действующей экономике:

* неоднозначность, несовершенство и в чем-то пагубность действующего российского законодательства;

* громаднейшая глубинная пропасть между властью и народом;

* множество факторов социальной несправедливости;

* кризис элит, которые понимают, что надо что-то делать, но не делают, потому что уж больно хорошо им живется сегодня.

Кратко остановлюсь на близкой мне первой проблеме.

Сегодня экономическую жизнь в России под руководством и надзором Кремля и силовых структур вершит рать олигархов, компрадоров, топ-чиновников и топ-менеджеров.

Все они имеют, как правило, двойное гражданство или вид на жительство, дворцы, виллы и поместья за рубежом, там живут их семьи, учатся их дети. Эта рать – временщики. Если что, они убегут за рубеж и их след простынет. Скорей бы!

***

В первых частях этих заметок я раскрыл «глубинные корни» и механизмы действующих в России экономик, внешних и внутренних. В отличие от развитых и развивающихся стран, в задачи и цели временщиков при власти не входит рост госбюджета, ВВП и благосостояния народа, каждого человека, каждой семьи. Их главная задача – присвоение чиновничьей и административной ренты, выплату себе любимым дивидендов, а также перевод ренты и чистых доходов в офшоры на свои законспирированные счета юридических лиц.

Экономика в России превратилась в финансовую цифровую бухгалтерию. Хорошо известно, что в российской бухгалтерии как минимум двойной-тройной, а в крупных компаниях четверной учет. К тому же в России действуют международная и российская системы бухучета. Построен бухучет по принципу: два пишем, три на ум (в карман) пошло.

***

Недавно на одном из ток-шоу пригласили эксперта, видимо, по ошибке, которому не сказали, что и как говорить. Этот эксперт руководил в 2018 году комиссией по обеспечению доступной среды. Было выделено государством 60 млрд рублей. Но конкретно на решение главной задачи – выхода инвалидов из дома во двор и на улицу – потрачено всего 1 млрд рублей.

Остальные 59 млрд рублей потрачены на оплату чиновников из муниципальных органов, которые отвечают за инвалидов и их доступную среду; на составление неведомо какой документации, на юридические услуги, на ЖКХ и тому подобное.

Такая же ситуация
в России повсюду

Нацпроекты нужны только для того, чтобы 2–3, от силы 5% были потрачены по существу проблемы, а 95–98% денежных средств должны поступить исполнителям этих проектов – чиновникам и менеджерам.

Разворовыванию нацпроектов я посвящу отдельную статью. Но об одном факте я не могу не сказать. В Совете Федерации 8.12.2019 г. выступал вице-премьер – премьер правительства РФ Константин Чуйченко. Когда у него поинтересовались, почему плохо осваиваются деньги на нацпроекты, он ответил: «Было бы гораздо хуже, если бы быстро освоили, ничего бы не построили, а деньги украли».

КПРФ настойчиво и регулярно выступает, что госбюджет только за счет природной горной ренты можно увеличить в 2–3 раза и, соответственно, за счет этого увеличить пенсии, социальные пособия, зарплаты и доходы граждан и их семей.

Но… поступающая в госбюджет многотриллионная горная природная рента делится (распределяется) по принципу Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» – это мне, и это мне, и это тоже мне, и все остальное тоже мне. А эти подштанники тебе – я такой фасон не ношу.

Мне – это государству, рати чиновников и менеджеров, а подштанники с модными теперь дырками и заплатами – гражданам, народу.

Посудите сами, уважаемые читатели «Советской России», – в бюджет поступают триллионные доходы от горной ренты, еще больше не поступает, улетает в офшоры, а наша доблестная единороссовская Госдума увеличивает МРОТ всего лишь на 850 руб. в 2020 г. Этой суммы на подштанники с дырками и заплатами не хватит.

Год назад увеличили пенсионный возраст и обещали ежегодный рост пенсий на 1000 руб. до 2024 г. Средняя пенсия сегодня 14 000–15 000 тыс. рублей, а должна быть выше в разы, чтобы нам нормально жилось. Доходы граждан падают уже шестой год. В этих условиях совершенно ясно, что о росте доходов в нынешней ситуации говорить не приходится.

Максим Орешкин, глава Минэкономразвития (министерства, которое должно обеспечивать развитие) во всеуслышание заявляет о мизерном развитии в 0,1%, которое даже правдивой статистикой уловить невозможно. И он совершенно прав – пока власти не изменят экономическую модель хозяйствования, будем и дальше прозябать в бедности.

Другие материалы номера