В роковом небе




На борту лайнера, по разным данным, находились 177 человек, все они погибли. Самолет должен был выполнить рейс PS752 по маршруту Тегеран –? Киев, но разбился ориентировочно в 6.00 по тегеранскому времени после взлета из аэропорта имени имама Хомейни.

Глава Организации гражданской авиации Ирана Али Абедзаде заявил, что Тегеран пока не будет отдавать бортовые самописцы компании Boeing. По его словам, неясно, в какую страну Иран направит черный ящик для анализа его данных.
По данным украинского Совета национальной безопасности и обороны, на борту находились 168 пассажиров и 9 членов экипажа. Как сообщил глава МИД Украины Вадим Пристайко, жертвами этой авиакатастрофы стали 11 граждан Украины – 2 пассажира и 9 членов экипажа. Большинство погибших – граждане Ирана и Канады, 82 и 63 человека соответственно. Также в списках погибших 10 граждан Швеции, четверо граждан Афганистана, трое граждан Германии и трое подданных Великобритании. Посольство России в Тегеране заявило, что россиян на борту боинга не было.
Самолет упал в юго-западном пригороде Тегерана. Иранское информационное агентство Fars сообщило, что причиной стали «технические неполадки». «Боинг-737» украинских авиалиний вылетел из Тегерана с опозданием на час.
Посольство Украины в Иране первоначально заявило, что самолет разбился в результате аварии двигателя по техническим причинам и версия теракта исключается. Позже это сообщение было удалено, а вместо него появилось заявление, что рассматриваются все возможные версии трагедии. О том, что причиной крушения самолета стало возгорание двигателя, сообщило иранское агентство IRNA со ссылкой на министерство дорог и городского развития Ирана. Тот факт, что крушение произошло после того, как в ночь на среду Иран нанес ракетный удар по военным базам США в Ираке, заставил иранские власти давать объяснения. «Если бы самолет сбила ракета, он бы взорвался в воздухе», – заявил представитель ведомства Кассим Низами. Информационное агентство ISNA поместило в Твиттере любительское видео, где, как утверждается, сняты последняя минута полета, момент падения и взрыва украинского самолета.
По словам технического директора МАУ Александра Шафиева, разбившийся Boeing 737 – 2016 года выпуска, получен непосредственно с завода и до этого нигде не эксплуатировался. Правительство Украины готовит группу специалистов для участия в расследовании причин катастрофы.
Николай Маломуж, генерал армии Украины, председатель Службы внешней разведки Украины с 2005 по 2010 год:
– Поскольку по-прежнему нет точных данных о случившемся, и мы располагаем лишь информацией наземных служб аэропорта Тегерана, можем говорить о нескольких версиях крушения самолета украинской авиакомпании. Иранская сторона предполагает, что из-за неисправности двигателя авиалайнера он мог загореться и взорваться в воздухе. Однако представители МАУ фактически эту версию отвергли и заявили на брифинге в киевском аэропорту Борисполь, что самолет был исправен, а экипаж был чрезвычайно высокого уровня квалификации. В этом случае следует рассматривать все возможные причины катастрофы. Не может быть только одна версия, например теракт. Такая версия, тем не менее, не исключена, пока не доказано обратное. Эту трагедию должна расследовать ICAO International Civil Aviation Organization – Международная организация гражданской авиации,  с привлечением специалистов Ирана, Украины, возможно, Канады, представителей различных международных авиационных организаций. Что же касается версии о теракте, то и она должна быть тщательно исследована. Такая версия может рассматриваться в контексте противостояния США и Ирана, а Украина в данном случае выступает как страна – союзник США.
Еще одна версия может касаться ракетных ударов Ирана по американской военной базе в Ираке. Известно, что эта ракетная атака произошла примерно за три часа до авиакатастрофы. Тем не менее ракета могла поразить украинский лайнер, а позже, и это могло стать случайностью, могла произойти ошибка в выборе объекта силами ПВО. И, наконец, украинский самолет и все находившиеся на его борту могли стать жертвами спецоперации, например, иранских спецслужб в контексте набирающего обороты конфликта на Ближнем Востоке. В данном регионе мы наблюдаем уже не просто политическое противостояние Ирана и США, а элемент боевого противостояния – после того как американские войска 3 января нанесли удар по аэропорту Багдада и ликвидировали высокопоставленного иранского командира службы безопасности и разведки Касема Сулеймани, считает Николай Маломуж.
Самолет «Международных авиалиний Украины», вероятно, был сбит в небе над Тегераном ракетой иранских ПВО. Об этом заявил премьер-министр Канады Джастин Трюдо, ссылаясь на данные разведки.
Трюдо стал первым официальным лицом, поддержавшим эту версию причин катастрофы, произошедшей вскоре после взлета авиалайнера, следовавшего из Тегерана в Киев. Более 70 погибших на борту авиалайнера были гражданами Канады.
По словам Трюдо, лайнер мог быть сбит непреднамеренно. Премьер Канады призвал к тщательному расследованию катастрофы.
В четверг вечером газета New York Times обнародовала видеокадры, на которых согласно расследованию газеты снят момент попадания ракеты в авиалайнер. За попаданием последовал небольшой взрыв, после которого самолет развернулся в направлении аэропорта и в течение короткого времени продолжал полет.
Как пишут многочисленные американские издания со ссылкой на источники в Пентагоне и высокопоставленных сотрудников в разведках США и Ирака, самолет сбили выстрелом зенитно-ракетного комплекса «Тор M-1». Версию о случайном попадании ракеты в самолет также высказывают источники CNN и Associated Press.
Корреспондент CBS News пишет, что США зарегистрировали включение иранского радара и две вспышки пуска ракет. После этого, как утверждается, последовал взрыв.
Президент США Дональд Трамп отметил, что лайнер находился в «трудном районе» и кто-то, возможно, «совершил ошибку». При этом Трамп не стал выдвигать версии случившегося, но предположил, что версия технической неисправности является наименее вероятной.
Международная расследовательская группа Bellingcat сообщила, что ей удалось идентифицировать место съемки: это жилой квартал иранского города Паранд в провинции Тегеран. В Conflict Intelligence Team независимо геолоцировали видео, придя к такому же выводу. Это же место геолоцировали журналисты The New York Times.
Вечером в четверг в интернете появилось еще несколько видео падения боинга, снятых из окон автомобилей, проезжавших по дороге недалеко от места падения самолета.
Источники в европейских спецслужбах заявляют, что доверяют американским заявлениям о том, что самолет был сбит по ошибке иранскими ПВО.
Организация гражданской авиации Ирана версию о попадании ракеты в боинг отвергла. Иранские власти утверждают, что предполагаемой причиной катастрофы стали технические проблемы – вероятнее всего, пожар двигателя.
Президент Украины Владимир Зеленский и президент Ирана Хасан Роухани обсудили порядок совместного расследования авиакатастрофы. Иранский президент пообещал, что Тегеран представит украинским экспертам доступ ко всем необходимым данным.
Допуск специалистов на место авиакатастрофы для оказания консульских услуг и идентификации погибших запросила Канада. Тегеран и Оттава не имеют дипломатических отношений с 2012 года. Сейчас оказанием консульской помощи родственникам погибших занимаются дипломаты в посольстве Канады в Анкаре.
В 2010 году ПВО Ирана сбили по ошибке собственный истребитель Phantom F-4, поразив его ракетой того же комплекса «Тор М-1». Это произошло после того, как он вошел в запретную для полетов зону в радиусе 20 километров вокруг только что запущенной первой иранской атомной электростанции в Бушере. Как и в случае с украинским боингом, власти страны тогда сначала заявили о том, что самолет разбился из-за технической неисправности.
 

Другие материалы номера