По Конституции оно должно быть ежегодным и определять основные цели и задачи государства на предстоящий период. Но, как и другие жанры общения Путина что с народом (прямая линия), что с журналистами («большая пресс-конференция»), эта конституционная норма переживает кризис.
Отсюда, очевидно, и попытки обновить формат. Вот уже третий раз Послание зачитывается не в парадном Георгиевском зале Кремля, а вновь в Манеже. Ведь в Манеже можно не просто «зачитать», а «показать кино». Ну или продемонстрировать большую демократичность и приближенность к народу.
Видимо, по замыслу организаторов только это и может оживить интерес общества к словам Путина. Именно общества – депутаты и высокопоставленные чиновники (в подавляющем большинстве – единороссы), к которым вообще-то Послание и обращено, конечно же, выслушали его по «служебным обязанностям». И дали превосходные оценки, чтобы продемонстрировать полную лояльность. Так было и год, и три, и пять, и восемь, и пятнадцать лет назад. Однако на этом «служебные обязанности», по существу, и заканчивались. Ни одно из 16 путинских Посланий (и 4 Послания Медведева – когда Путин был премьером), по существу, не выполнено.
В этом году пропаганда не ограничилась прямой трансляцией Послания по ведущим телеканалам и бесконечными обсуждениями в телешоу. В Москве Послание показывали на больших уличных экранах, в МФЦ, в метро. И не только в Москве. Как сообщалось, экран установили даже на Эльбрусе.
Однако в условиях, когда холодильник все чаще побеждает телевизор, а веры в красивые слова все меньше, их повторение вызывает у граждан только раздражение.
«Где обещанная нам в 2020 году средняя пенсия в 30 тысяч и зарплата в 170 тысяч?» – резонно спрашивают граждане. Ответа нет. Как нет ответа и на вопросы, почему цели так и не достигнуты и кто в этом виноват.
Зато есть очередная порция посулов с цифрами. Обещания и предложения прозвучали весьма масштабные. Однако за ними скрывалось косвенное признание того, что десятилетиями нарешаемые проблемы достигли уровня критических, жизнеугрожающих для страны.
Путин: «Существующие сейчас негативные прогнозы не могут нас не настораживать. Наша историческая обязанность – обеспечить устойчивый демографический рост. Каждый наш шаг, новый закон, госпрограмму мы должны оценивать с точки зрения высшего национального приоритета – сбережения населения России».
За два девятилетия своей власти Путин постоянно говорил о народосбережении. Но ситуация лишь ухудшалась. Ныне демографические показатели самые низкие. Президент постоянно ссылается на тяжкое наследие 90-х. Однако при этом по существу продолжает либеральную политику того периода.
Путин: «Мы должны работать по всем направлениям поддержки семей. Но есть фактор, который является прямой угрозой демографии. Это – низкие доходы населения. Президент заявил о продлении программы материнского капитала, о выплатах его в будущем и за первого ребенка, а также о выплатах на детей 3–7 лет в бедных семьях. Это можно только приветствовать. Но почему уже более десятилетия действующая программа материнского капитала так и не переломила ситуацию с низкими доходами населения, особенно семей с детьми? Может быть, потому, что на «капитал» этот ни жилья достойного не купить, не вылечить и не обучить – в условиях «оптимизации» здравоохранения и образования.
Путин: «Оказывая всестороннюю помощь, государство вправе ожидать и встречные действия. Регионы должны обновить сами принципы социального контракта. Показателем результативности будет не количество заключенных контрактов, а снижение бедности».
Странный тезис. Разве государство не состоит из тех самых регионов? Каким образом они могут идти навстречу федеральному центру, который и так аккумулирует все региональные доходы? А регионам остаются только невыполнимые (так как не обеспеченные средствами) обязанности. Такая политика приводит к еще большему материальному расслоению россиян по месту жительства, хотя в Послании декларировалось прямо противоположное.
Путин: «Прошу правительство совместно с регионами определить, сколько необходимо дополнительных школьных мест. Нужно искать гибкие решения. Не только строить школы, но и грамотно использовать имеющуюся инфраструктуру. Почти все школы подключены к интернету. Вскоре все они получат высокоскоростной доступ».
Порой кажется, что к интернету, точнее, к некой виртуальной матрице, очень далекой от реальной жизни, подключены российские государственные чиновники. Школ не хватает не потому, что увеличилось число детей, а из-за пресловутой программы «оптимизации». По данным Счетной палаты, к началу нынешнего учебного года число сельских школ в России сократилось почти вдвое, а городских – на четверть. «Результатом проведенной оптимизации стало сокращение с 2001 года числа детских садов с 51 до 48 тыс., сельских школ – с 46 до 24 тыс., городских – с 23 до 18 тыс.», – уточнили в ведомстве. Уже сейчас примерно 13% всех школьников вынуждены заниматься во вторую и третью смены, многие дети ездят учиться за десятки километров.
Аналогичная ситуация с больницами, поликлиниками, роддомами, ФАПами. Нехватка медиков огромная. По существу, это признал сам Путин.
Путин: «Сейчас нам нужно сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения. Именно здесь у нас наибольшее число сложных проблем. Мы уже говорили о ФАПах. У специалистов на местах должна быть возможность оказывать своевременную и компетентную помощь».
С 2000 года в России закрыли около 5400 больниц – то есть половину из существовавших на тот момент 10 700 лечебных учреждений. Если оптимизация продолжится теми же темпами (закрывается в среднем 353 больницы в год), через четыре-пять лет в России останется около трех тысяч больниц – этот показатель соответствует состоянию медицины в 1913 году. Никакая высокотехнологичная медицина не поможет, если больному не оказывать первой помощи. Он просто не доживет до «технологий».
Причем смертельная оптимизация началась в тучные нефтяные годы правления Путина. Если бы он прямо признал полный провал и катастрофические последствия этой государственной политики, было бы какие-то реальные изменения приоритетов – и изменения к лучшему. Но глава государства и не думает признавать ошибок (а тем более привлекать кого-то к ответственности), лишь апеллирует к неким необязательным структурам:
Путин: «Прошу ОНФ взять под контроль ход строительства и оснащения ФАПов».
И уж совсем лишает надежды на смену курса (а значит, автоматически превращает новые обещания в такие же пустые, как и прежние) следующее заявление:
Путин: «Федеральный бюджет вновь стал профицитным. Говорю не об абстрактных показателях. Они прямо связаны с жизнью каждого человека в нашей стране. Результатом последовательной работы правительства и ЦБ стала стабилизация цен. Инфляция находится на предсказуемо низком уровне».
Профицит – это именно что формальный монетаристский показатель. А о супернизкой инфляции может говорить лишь человек, крайне далекий от реалий современной российской жизни.
Путин: «В этом году мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для России – это самый святой праздник. Это не только память о героической победе, но и то, что вдохновляет нас при создании будущего. Мы должны защитить нашу Победу от лжи».
Владимир Владимирович, означает ли это что в России на государственном уровне прекратятся нападки на победившее фашизм Советское государство и его лидеров и создателей – прежде всего Ленина и Сталина? Будут ли 9 Мая позорно прятать Мавзолей, к которому в победном 1945-м бросали штандарты поверженного Третьего рейха?
Значительная часть Послания была посвящена конституционным, по мнению президента, демократическим преобразованиям.
Путин: «Сегодня ряд политических и общественных объединений ставит вопрос о принятии новой Конституции. Считаю, что такой необходимости нет. Потенциал Конституции 1993 года далеко не исчерпан. Вместе с тем можно вынести на обсуждение ряд конституционных поправок».
Эти предложения президента на самом деле лишь подтверждают недостаточную функциональность Основного закона. Но и сами предложения, мягко скажем, несовершенны. Они даже не полумера, а лишь имитация реформ и демократизации.
Путин: «Россия – огромная страна. У каждого региона есть свои особенности. Все это нужно учитывать. Нужно усилить роль губернаторов. За прошедшее время созданный мною Госсовет показал свою эффективность. Считаю целесообразным закрепить за ним соответствующий статус».
Если бы президент намеревался усилить роль губернаторов, он бы вернул реальные выборы глав регионов – без пресловутых муниципальных фильтров и назначений врио.
Путин: «Сейчас президент лишь получает согласие на назначение председателя правительства, а дальше назначает сам. Предлагаю изменить порядок назначения. Он должен быть следующим: парламент предлагает кандидатуру, а президент не имеет права отклонить предложенную парламентом кандидатуру на посты премьера, его замов и всех министров».
Однако без права и обязанности парламентского большинства формировать правительство (и отвечать за его деятельность) все это лишь видимость перемен.
Путин: «Учитывая, что предложенные новации касаются существенных изменений политической системы, деятельности исполнительной, законодательной, судебной власти, считаю необходимым провести голосование граждан страны по всему пакету поправок в Конституцию. И только по его результатам принимать окончательное решение. Мнение народа должно быть определяющим».
А вот с этим нельзя не согласиться. В России крайне важно широкое общественное обсуждение и референдумы по важнейшим проблемам. Причем не только обозначенным Путиным, но и, например, ничуть не менее важной, связанной с повышением пенсионного возраста. Главное, чтобы такое обсуждение также не превратилось в имитацию.
После послания…
Правительство РФ подало в отставку
Правительство РФ подает в отставку в соответствии со статьей 117 Конституции, сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Президент РФ Владимир Путин поручил старому составу исполнять обязанности до назначения нового правительства.