2019-nCoV сеет панику

 Появились первые жертвы коварного заболевания. Опасность вируса, как установили ученые, заключается в том, что он поражает легкие и вызывает тяжелую форму пневмонии, которую не всем удается пережить.

Больше всего граждан, инфицированных коронавирусом, находится в Китае, и с каждым днем их становится все больше и больше. На момент выпуска газеты число заболевших пневмонией от коронавируса составляет уже 37 тыс., умерло 811, под наблюдением – 190 тыс. человек. Несмотря на все меры предосторожности, вирус вырвался за пределы КНР, зараженные 2019-nCoV выявлены в 24 странах.

Как уберечься от новой напасти? Оправданна ли паника, охватившая многие страны, пытающиеся оградить себя от проникновения опасного вируса? О ситуации, возникшей вокруг 2019-nCoV, говорит в своем интервью депутат-коммунист, врач по специальности Алексей Владимирович Куринный:

– Коронавирус схож с вирусом гриппа, хотя по летальности – более опасен. Цифры больных и умерших постоянно растут. Но мы, скорее всего, не имеем истинной статистики. Число заболевших гораздо больше. Просто многие переносят инфекцию в легкой форме, либо вообще без каких-либо клинических проявлений.

Больше всего пугает людей и заставляет принимать широкомасштабные меры неуправляемость инфекции. На сегодня против нее нет вакцины, что позволяло бы проводить профилактику на незараженных территориях и среди групп риска. Нет пока и специфического лечения. Пробуются многие лекарственные схемы, но доказательных вариантов пока нет.

Вакцина в принципе уже получена в двух странах, в частности, ученые Гонконга заявили о создании вакцины. Но прежде чем ее применить, она должна пройти испытания. Необходимо минимум 3 месяца, чтобы определить эффективность полученной вакцины. Бывает, что из нескольких попыток только одна оказывается эффективной, другие показывают либо осложнения, либо низкую действенность.

Насколько мне известно, мы тоже где-нибудь через месяц получим уже относительно обработанные специфические данные, свидетельствующие о пользе и действии необходимого лекарства. А неуправляемость в распространении вируса вынуждает государства жестко ограничивать передвижения граждан, транспорта, вводить карантинизацию.

В России полного закрытия границ не произошло. Летают самолеты, ездят поезда, автомобили. У нас перекрыть это все физически нереально. К тому же к нам возможен въезд и через другие страны, что в эти дни и происходит. Многие люди из Китая добираются либо через страны Евросоюза, либо через иные государства, не помеченные красным цветом, где нет угрозы попасть в карантин.

Как остановить миллионы китайцев, которые перемещаются по всему миру? Можно несколько сократить поток перемещающихся людей, но запретить его полностью нельзя. Да, пожалуй, и не нужно, поскольку коронавирус все-таки не чума и не испанка, тот грипп, который в начале XX века унес миллионы жизней.

А суета, граничащая с паникой, которая усиленно нагнетается, особенно в СМИ, носит, я бы сказал, глобально-экономический характер. Это своего рода давление на Китай, одну из самых бурно развивающихся экономик мира. Понятно, что эта шумиха негативно отразится на социально-экономическом состоянии Китая.

– Высказывается мнение, что коронавирус поражает, прежде всего, людей азиатского происхождения.

– Опровергаю эту информацию. Представители нашего Роспотребнадзора заявляют, что все расы подвержены этой инфекции. Другое дело, что подавляющее большинство заболевших монголоиды. Так это всего лишь потому, что вирус начал распространяться из Китая, и среди заболевших больше всего китайцев. Но это не исключает заражения людей и европейской расы, и негроидной. Есть публикации неких ученых, что именно у китайцев большое количество специфичных рецепторов в легких, восприимчивых к 2019-nCoV, но это неподтвержденная теория. Поэтому угроза заболеть касается всех. Группа риска, для кого вирус может стать смертельным, – это лица старше 65 лет, имеющие хронические заболевания. И еще, по данным статистики, мужчины заболевают чаще, чем женщины.

– По официальной информации, в РФ заболевших всего двое, это китайцы, приехавшие к нам. Они сейчас на карантине, болезнь у них протекает в легкой форме. Это так или от нас что-то скрывают?

– Исключить эту версию не могу, хотя считаю, что сейчас наше государство предпринимает даже сверхусилия, чтобы, как нам говорят, обезопасить РФ от коронавируса. Перевозят, например, людей военными самолетами вместо пассажирских, в грузовых отсеках. По-моему, это непонятные сверхмеры. Но при этом у нас всего только в 15 субъектах есть диагностика, та система, которая позволяет выявить 2019-nCoV.

Попасть вирус на нашу территорию с наибольшей долей вероятности может из приграничных с Китаем регионов – Приморья, Сибири, Алтая, Амурской области.

– И все же, почему инфекция возникла в Китае, и мы видим, как она подрывает экономику КНР?    

– Да, туризм страдает, промышленность, торговля. Перемещение людей играет важную роль в экономике. Почему 2019-nCoV появился в Китае? Ответа на этот вопрос пока что нет. Есть конспирологическая версия, что занесенная инфекция является изобретением американских лабораторий. Мне же известно, что и китайцы что-то создавали. Я как раз был в Ухани, где находится бактериологическая лаборатория. Оттуда, утверждают некоторые, и мог вирус проникнуть в окружающую среду. Там якобы мог произойти контакт человека с теми животными, внутри которых произошла мутация. В первую очередь, речь о летучих мышах. Есть и другие теории. Только после расшифровки генома удастся выяснить, имеет ли коронавирус искусственное происхождение или это обыкновенная страшилка.

– Вирус очень быстро распространяется…

– Очень высокая плотность населения в Китае, очень много контактов. Хубэй – развитый в промышленном отношении край. Оттуда все и полетело в другие страны.

– Как врач, какие профилактические меры посоветуете людям применять, чтобы избежать заражения?

– Это респираторная инфекция. Меры, которые касаются коронавируса, такие же, как и при гриппе. Советую людям в этот период поменьше бывать в общественных местах, особенно там, где много иностранцев.

– Маски надевать?

– О масках говорят по-разному. Одни ученые считают, что от них нет никакого толка, другие – что риск заражения все же снижается, если носить маску. Самое главное, как только ощутили появление гриппозных симптомов, немедленно обращайтесь к врачу, пройдите обследование и не занимайтесь самолечением.

– У этого заболевания длительный инкубационный период…

– Две недели максимум, а в среднем – около недели.

Но в чем беда. Во время этого периода человек выделяет вирусы и может быть источником заражения. У людей, у которых было зафиксировано заболевание в Европе, не нашли источника… Явно это был носитель вируса, сам он не заболел, поэтому не попал в число заразившихся, никуда не выезжал, но где-то поймал вирус.

В Гонконге специалисты говорят, что проявляется болезнь только у 50% граждан, а у другой половины населения заболевание никак не проявляется, но они являются переносчиками вируса. Вот эта ситуация очень нехорошая.

Еще один мой совет людям: воздержаться от посещения Китая, стран Юго-Восточной Азии. Думаю, там больше всего будет коронавируса. Надо воздержаться от посещения нашего Дальнего Востока, приграничных районов.

– Аптекари спешат нажиться на панике, на вирусе. Маски подорожали с двух копеек до 70 рублей, и даже до 100. Президент распорядился наказывать их за жадность.

– Это же дикий рынок, дикий капитализм, отсутствие нормального государственного регулирования. Можно, конечно, кулаком грозить постфактум, а можно принять соответствующие меры. Выдать, например, всем гражданам маски из госзапаса бесплатно и удовлетворить ажиотажный спрос. Можно руководящим чиновникам на аптеки повлиять, чтобы остановить их от взвинчивания цен и получения доходов на беде, на страхе перед инфекцией.

– Путин предложил у таких аптек отбирать лицензии.

– Не знаю, как это можно по закону сделать. Но если Путин сказал, то это уже почти что закон. Может быть, и накажут образцово-показательно несколько аптек. Хотя, я бы сказал, что в этой заботе о людях заметна некоторая театральность.

Если бы была забота искренней, то наша инфекционная служба была бы в ином положении, чем сейчас. Эта важная часть нашего здравоохранения совершенно развалена. Она находится на уровне 80-х годов прошлого века.

– Оптимизация и их коснулась?

– Она коснулась таким образом, что в половине наших районных больниц вообще нет инфекционных отделений. Их закрыли, к сожалению. Возможно, во всех районных больницах их держать и не надо, но речь идет о крупных стационарах, которые не обновлялись, не реконструировались, не оснащались новым оборудованием уже несколько десятков лет.

– При том, что у нас были вспышки туберкулеза, гепатита, кори…

– Да, значительная часть населения оставалась непривитой. Всегда требовались и будут требоваться инфекционные отделения. В России смертность от инфекционных заболеваний в 3 раза выше, чем в Европе. Тут и туберкулез, и ВИЧ, и остальные заболевания. Но почему-то инфекциями мало у нас занимаются. Эти специализированные больницы в крайне запущенном состоянии.

– Может быть, коронавирус расшевелит сознание нашей исполнительной власти и заставит обратить внимание на инфекционные больницы и отделения?

– Сомневаюсь. Даже миллион наших граждан, заболевших ВИЧ-инфекцией, никого во власти не расшевелил. Фактически каждый сотый гражданин РФ болен ВИЧ-инфекцией. И – тихо. Думаю, и сейчас вирусная суматоха сойдет, и месяца через два-три все вернется в прежнее состояние. Над вирусом 2019-nCoV сегодня работают не только китайские лаборатории, в России тоже скоро появится вакцина, инфекция будет побеждена. Но мы обязаны быть всегда начеку, чтобы оперативно противостоять заболеваниям, угрожающим человечеству.

Беседовала 
Галина ПЛАТОВА

Другие статьи автора

Другие материалы номера

0 / 0


    Войти с
    или как гость:
    Комментариев: 8
    Сначала новые