Даже в конце 40-х – начале 50-х годов после окончания медучилищ, институтов медсестры и фельдшеры приезжали работать в деревни, села и лечили там людей, можно сказать, от всех болезней – даже роды принимали. Государство уделяло им большое внимание, считая, что нет ничего важнее здоровья и жизни людей. Во всяком случае, было качественное и доступное бесплатное здравоохранение – и оно было гарантировано всем. И я не припоминаю, чтобы в то время говорили об оттоке медиков из здравоохранения.
А ЧТО сегодня? О повышении престижа медицинских работников в наше капиталистическое время говорят давно, но это все лишь разговоры. Медицина нам уже не оказывает такой помощи, такого внимания. Со слов секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, только на юге России 840 медучреждений находятся в аварийном состоянии. А нехватка медперсонала превышает 46 тысяч человек. Из них половина – это врачи, сообщил Патрушев.
И такая ситуация, похоже, во многих регионах. И это в условиях, когда эпидемия коронавируса показала нам свою беспощадность.
В общем, ситуация со здравоохранением официально признана ужасной. Об этом заявила и вице-премьер Татьяна Голикова в эфире телеканала «Россия».
О неблагополучном положении здравоохранения сужу по нашей Новгородской области. Например, закрыто физиотерапевтическое отделение в ЦРБ г. Великого Новгорода… Город Пестово лишен даже скорой помощи, которую отдали в Боровичи. И чтобы доехать скорой помощи до Пестово по раздолбанной дороге 120–140 км, надо потратить несколько часов. А если везут человека с инфарктом?.. Некому лечить детей в Хвойнинском районе. Медики-педиатры уволились из-за большой нагрузки и низкой зарплаты – и даже умирают от перегрузок. Например, в г. Старая Русса умерла медсестра поликлиники в возрасте 52 лет, а заведующая отделом переливания крови – в возрасте 53 лет. То есть, умирают от переработок – обычно от инфарктов, инсультов. И чтобы как-то получить нормальную зарплату, врачи и медсестры соглашаются работать на износ.
Сокращение больниц, уход из профессии врачей, плохое лечение – в результате большая смертность. Росстат предоставил данные о смертности в регионах по итогам 2019 года. Новости неутешительные для Новгородской области. Наш регион оказался в тройке тех, где смертность выше других. Самая высокая смертность в Псковской области. На втором месте Новгородская область – 16,4 умерших на тысячу жителей. Замыкает тройку Тверская область.
Главная проблема российской медицины сейчас – тотальное недофинансирование. От этого и все беды… И одна из них – это самый большой отток медицинских работников во многих регионах.
***
Почему врачи, медсестры уходят из профессии? Это закономерный процесс реформ в здравоохранении. Медицина у нас разрознена по регионам: разные зарплаты, разное обеспечение медпомощи, не говоря уже о качестве. Например, о каком качестве может идти речь, если врачи больше заняты бумажной волокитой, писаниной, чем беседой с пациентом и установлением диагноза. И я этому свидетель…
Зарплаты у врачей и медсестер нищенские. Обещание повысить их зачастую оказывается обманом.
Часто врачи жалуются на то, что власть их не слышит. Да всё она прекрасно слышит!
Например, главврачи в больницах получают около 150 тысяч рублей в месяц, а ведь где-то умудряются получать по 500 тысяч и даже до миллиона… А работающие специалисты получают 15–20 тысяч, медсестры – еще меньше.
Разве не знала об этом бывший министр здравоохранения Вероника Скворцова и разве не знает о том же новоиспеченный министр Михаил Мурашко? Всё они знают.
Знает об этом и президент В. Путин, которому публично задавали вопрос на эту тему. Знают власти и о тотальном недофинансировании работников здравоохранения. Сам В. Путин назвал в 2019 году реформу медицины провалом. Но ничего ведь не меняется.
Однако сотрудники здравоохранения всей России не протестуют. Помните, как пел Марк Бернес: «Если бы парни всей Земли вместе собраться однажды могли, вот было б весело в компании такой и до грядущего подать рукой»? Увы, без вместе… мы ничего не добьемся. Только и говорим: до каких же пор можно терпеть власть – бездарщину? А эта бездарщина, пока мы терпим и молчим, потирает загребущие руки и набивает себе широкие карманы.
Теперь представьте себе такую безрадостную ситуацию: пришло время уходить на пенсию. Причем тем, кто имеет опыт врачебной работы еще, слава Богу, с советских времен. И всё чаще можно слышать тревожные разговоры на тему: «Уйдут на пенсию врачи и медсестры советских времен – кто нас будет тогда лечить?!»
А и правда, кто? Молодые, не имея практических навыков, не хотят работать в здравоохранении за зарплату 15–20 тысяч. И еще не надо сбрасывать со счетов, что за 20 лет бардака многие накупили дипломы «врачей» в подземных переходах метро. Как таким доверять здоровье?
На селе же вообще скоро будет некому лечить людей. Поэтому растут заболеваемость и смертность. Нормально не лечат ни болезни легких, ни гипертонию, ни диабет, ни онкологию и много других болезней.
К этому плюс еще одна проблема. У нас в аптечной торговле много фальсифицированных лекарственных препаратов – тех, от которых нет никакой пользы, а стоимость их, как говорят, зашкаливает.
***
Приведу пример. К нашим знакомым из Германии приехал квалифицированный врач. Он рассказывал:
«У вас в городе много аптек. И я побывал в них, посмотрел лекарственные препараты – и был удивлен. Многие из них давно устарели – ими мы не пользуемся уже 20 лет. А в России их продают…»
Причем продают, надо понимать, «мел» – дорого и очень дорого. Государство не регулирует цены на лекарственные препараты. У нас не организована и сеть государственных аптек, которые бы работали без накруток, как это было в советское время.
И контроля за фальсифицированными лекарственными препаратами нет никакого! Кому это выгодно? Выгодно лоббистам, засевшим в структурах власти – сверху донизу. Это бизнес, равный наркотическим веществам… Это же преступление!..
Я понимаю и разделяю возмущение медиков низкой зарплатой. И вообще вся эта ситуация мне кажется очень странной: сначала обещают конкретное повышение зарплат, потом говорят, что «денег нет, но вы держитесь».
Сегодня, когда все мы видим врачей и медсестер на переднем крае в борьбе с коронавирусом, совершающими подвиги в сложных ситуациях спасения жизней больных – это так же, как на поле битвы спасали раненых бойцов, – начинаем понимать, что получать временные дополнительные выплаты из федерального бюджета мало. Надо платить медикам достойные зарплаты и постоянно. Если не будут этого делать, тогда надо по всей России организовывать протесты медицинских работников с требованием повышения зарплат. Только вот не надо скромничать, терпеть и молчать – надо озвучивать свои проблемы!
Приведу наглядный, поучительный пример, как этого добились медики Латвии.
В конце октября – начале ноября 2019 года я находился в столице Латвии Риге. В это время в республике не хватало 1000 врачей и 3000 медсестер. Для республики с небольшим населением это критично.
Во-первых, многие уволились из-за низкой зарплаты; во-вторых, власти обещали повысить им зарплату с нового, 2019 года, но свое обещание не выполнили.
Несколько раз медики собирались небольшими группами на акции протеста у здания сейма, но успеха не добились. Видимо, власти посчитали, что это малочисленная толпа и решили не обращать на нее внимания. Не зря же говорят, что любая власть боится массовости. И эта массовость сложилась.
Около 5000 врачей и медсестер, латыши и русские, с группой поддержки собрались 7 ноября у здания сейма, чтобы принять участие в акции протеста, где собравшиеся выразили несогласие с отказом политиков выделить необходимое финансирование на повышение зарплат сотрудникам здравоохранения.
Как сообщалось в СМИ, в руках протестующих были кастрюли, ложки и плакаты:
«Заботит ли политиков здоровье?»; «Усталые медики могут быть вредны для вашего здоровья»; «Правительство, любите врачей, потому что не вечно будете здоровы!»; «Гроб или чемодан?»; «Жизнь или смерть: что вы выберете?»; «Без обещанных денег медсестры покинут отрасль»; «Молодым медикам быть!»…
Собравшиеся принесли к стенам парламента и деревянный гроб с надписью: «Политика»; «Распустить сейм!» – требовала толпа. И это стало крупнейшей акцией протеста за последние годы. Центр города был полностью парализован. Остановился общественный транспорт… Люди все подходили и подходили к протестующей толпе и поддерживали ее требования.
Протестующие настаивали на увеличении зарплат на 20%. Затем начали сбор подписей за досрочный роспуск сейма. Их поддержали Латвийское общество врачей, профсоюз работников здравоохранения и социального обслуживания, Ассоциация молодых врачей, Ассоциация медсестер и Ассоциация семейных врачей.
Акция протеста латвийских медиков получила поддержку Европейской федерации профсоюзов общественного обслуживания.
В общем, в этой акции протеста 7 ноября врачи, медсестры наглядно показали властям, что произойдет, если их интересы будут проигнорированы. Тогда они готовы провести подобные массовые акции не только в Риге, но и по всей Латвии. И они добились своего. С нового 2020 года медицинские работники стали получать зарплаты намного больше обычных.
Вопрос стоял и о досрочном роспуске сейма. В начале ноября мой знакомый, бывший мой сослуживец, депутат и лидер одной из партий в Латвии, говорил: «Скорее всего, сейм досрочно распустят. Но я уже никогда не буду выдвигать свою кандидатуру в депутаты».
Вот что значит организация массового протеста!
***
А в России? У общества пока нет навыков самоорганизации. Этим и пользуются все уровни власти – от рядового чиновника до губернаторов, депутатов Госдумы, до самого верха.
Получается: власть сама по себе, народ сам по себе… Отсюда у большинства людей апатия и депрессия. Люди стали равнодушными не только к делам государства, но и к тому, что происходит рядом с домом. Они уже не верят в возможность на что-нибудь повлиять.
Те же сотрудники здравоохранения не могут самоорганизоваться и принять участие в массовых протестах по всей России, требуя от властей повышения зарплаты. Для этого надо протесты организовать. Но кто будет их организовывать? Где наши лидеры и организаторы? Где наш главный профсоюзный лидер Шмаков? Сидит в кремлевском «кармане»?.. Нам нужны сильные, независимые профсоюзы. При сегодняшней мобильной связи профсоюзные лидеры могут общаться друг с другом в любое время. И они обязаны защищать права и законные требования трудового человека – тех же сотрудников здравоохранения.
И организовывать подобные протесты медицинских работников желательно вместе с учителями школ, которые также получают мизерные зарплаты за свой тяжелейший труд. К ним могут присоединиться и работники библиотек, детских садов, которые выживают на копеечной зарплате. А точнее, существуют на голодном пайке при высоких ценах на всё. Сейчас все они возмущаются, мечтают собрать подписи под письмами протеста в адрес президента Путина. А про себя так рассуждают: «Пусть власти предержащие поживут на наши зарплаты и пенсии хотя бы месяц».
Я храню и частенько перечитываю стихотворение Юрия Романова из бурятского поселка Илька, опубликованное в «Советской России». Стихотворение так и называется: «Не молчите». С благодарностью к работникам здравоохранения и для боевого настроения людям в белых халатах процитировал эти строки.
Поглядишь вокруг – всё краше,
Всё наглей живет жульё.
Всё, что прежде было наше,
Нынче – точно не моё.
Вот кричали: власть народу,
Коммунистов надо гнать!
И поверили мы вроде
Воплям тем, едрёна мать!
И не думали, к несчастью,
Что в Кремле весь этот сброд
Превратится в одночасье
Из товарищей в господ.
И когда нас предавали,
Мы сидели, как сурки.
Мы молчали! Мы молчали!
Мы молчали, мужики!..
Ну а мы немые, что ли,
Что молчим мы, мужики?
Нет ни мужества, ни воли,
Жмёмся в норах, как сурки.
Всё надеемся, что тихо
Как-нибудь пересидим?
Что само издохнет лихо,
И тогда мы победим?
Нет, от лиха нас, поверьте,
Добрый дядя не спасет.
Нам другую жизнь в конверте
Почтальон не принесет.
Нам ее, другую, надо
Завоевывать самим.
И не будет нам награды
До тех пор, пока молчим.
Нет у нас иного хода –
Вот такие, друг, дела!
Нужно, чтобы у народа
Власть народная была!
Пусть придет тот час!
Сожмите тверже камня кулаки!
Не молчите! Не молчите!
Не молчите, мужики!