Я помню эти торжества, когда ветераны еще были в строю и на производстве и в праздничных колоннах. Со слезами на глазах видела, как отец, шагающий в колонне ветеранов, пытался выглядеть орлом и прилагал огромные усилия, чтобы не отстать от своих, и поддерживавшую отца маму. Она участвовала в боях под Севастополем и Сталинградом. Отец защищал страну от японских захватчиков.
Это было время огромной благодарности защитникам Отечества. Каждому проходящему в колонне мы говорили «большое спасибо», и дарили цветы.
Нам было не стыдно смотреть в глаза своим ветеранам. Мы подхватили эстафету предыдущего поколения, отстраивали страну, пополняли ее богатства. Она процветала, выходила в космос, показывала всему миру образцы народовластия, справедливого государственного устройства. Рабочий человек был уважаем в обществе. Он был защищен от любого произвола чиновников или руководства на работе. За ним стояло мощное рабочее самоуправление и профсоюз. Мы смело глядели в будущее.
И мир шел за нами. Он следовал нашему примеру. У нас было много друзей. Нас уважали даже враги.
Сегодня, когда звучат страстные речи, клятвы руководства страны, города, района, села о сохранении в памяти подвига защитников Отечества, воздании им различных почестей в виде установления памятников, проведения праздников, творческих конкурсов, мне за спиной этих ораторов хорошо видны разоренная экономика сел, городов, безработица, миллионы нищих, больных, обездоленных людей. В отличие от гордых, уверенных в себе советских граждан нынешний простой житель страны испытывает зависимость, униженность от власти любого уровня.
У нас теперь нет друзей. Есть кратковременные партнеры.
О таких ли результатах Победы мечтали наши отцы и деды?
Они могли бы гордиться трудом своих односельчан в Ермаковском районе, который процветал, строился, имел 13 колхозов, 17 производственных предприятий, которые не только создавали рабочие места, но и строили жилые дома, соцучреждения, асфальтировали улицы, благоустраивали села. Власть заботилась о своих согражданах, о сохранении исторической памяти Российского государства, создателей социалистического Отечества, его героев. Почти все улицы сел советского времени носят их имена.
Сегодняшний район имеет бледный, искореженный вид по сравнению с советским периодом. После 1991 года в районе уничтожено 17 промышленных предприятий.
Их место заняли едва дышащие 8 частных малых предприятий (ООО «Канфа», ООО «Тепловик-2», ООО «Теплосеть», ООО «Топаз», ООО «Квант», ООО «Жилкомхоз», ООО «Зенит», ОАО «Ермаковскагроавтотранс», ООО «Ергаки»).
Из 13 сельхозпредприятий действует одно – ООО «Ермак», глубоко убыточное предприятие, учредители которого находятся далеко от местоположения данного ООО. Это хозяйство использует старые помещения для животных, оставшиеся от разграбленного колхоза с использованием технологий 60-х годов и остающиеся на плаву за счет рабской оплаты труда работников. На сегодня руководство вносит в табель рабочего дня работягам 2 часа вместо отработанных 8, а иногда и 12 часов. Цель одна – не платить минимальную зарплату работающим, которую они с таким трудом с помощью прокуратуры отстояли в прошлом году. Разумеется, основные налоги в район не приходят, за исключением крохотного НДФЛ. Однако средства от государства «Ермак» получает регулярно и в немалых объемах.
Вместо колхозов – 16 КФХ, которые с трудом сводят концы с концами.
По сравнению с 1991 г. молока произведено в 10 раз меньше, зерна – в 11 раз меньше, мяса – в 12 раз меньше. Надои на корову снизились на 20%, урожайность зерновых упала в 2 раза, площадь под зерновыми снизилась в 7 раз, площадь пашни в 5 раз, поголовье КРС – в 10 раз. Прибыльных хозяйств нет, рентабельность – минус 22,4%.
При такой экономике ежегодно уезжают из района больше тысячи человек работоспособного населения. Численность населения постоянно снижается. Смертность почти в 2 раза больше, чем рождаемость.
Но никто из выступающих на торжествах не произносит слов о восстановлении экономического могущества страны, заводов, фабрик, колхозов, созданных героическим поколением, традиций народовластия, уважения человека труда. Они не просят прощения за продолжающуюся сдачу с 90-х годов экономики страны в загребущие лапы иностранного захватнического капитала, ее разграбление внутренними ворюгами, в том числе и их однопартийцами.
Они уверены, что простые граждане России поверят их словам, которые на самом деле выражают лишь лицемерие. Они присосались к Победе, к подвигу наших отцов и дедов. Ведь это их единственный шанс показать, что они с народом, завоевать доверие на выборах, в том числе на голосовании по поправкам в конституцию. И тем самым упрочить свою власть.
И я испытываю чувство стыда перед памятью отцов и дедов за то, что до сих пор терпим эту власть, позволяем обманывать потомков тех, кто отдал жизни за правду, за процветающее справедливое советское государство, за человеческое достоинство, счастье своих детей и внуков.
с. Ермаковское