Один из стратегических мегапроектов Кремля, который вынашивался с начала 2010-х, споткнулся по пути к успеху из-за девальвации рубля, дефицита бюджета и нехватки грузов для транспортировки. Вместо 9 ледоколов к 2024 году построят только четыре судна. Сроки строительства 6 кораблей сдвигаются на 2030 год, при этом смета выросла на 37%, до 72 млрд рублей.
«…значительная часть оборудования – импортного происхождения и не имеет отечественных аналогов, потому значительное влияние на планы по строительству судов оказывает рост доллара», – поясняет представитель «Росморпорта».
По графику идет строительство лишь ледокола для Дальневосточного бассейна. Аналогичный для Северо-Западного бассейна также должен быть построен к 2024 году, но пока не удалось найти ни одного подрядчика.
Еще два ледокола для Архангельского и Балтийского бассейнов общей стоимостью 16 млрд рублей, которые должны работать на дизтопливе и СПГ, уже точно построены не будут. Ввод менее мощных ледоколов также решено отложить.
Рухнул этот мегапроект еще и потому, что острой необходимости в этих судах нет. Планы развития перевозок по Северному морскому пути трещат по швам. Вместо 80 млн тонн грузов с трудом наскребли в планах только 60 млн тонн. Рухнули три крупных проекта, которые должны были обеспечить объемы перевозки.
Во-первых, «Востокуголь» отказался от планов увеличить добычу до 19 млн тонн угля в год и теперь планирует добывать лишь 1 млн тонн. Совместное предприятие «Восток Ойл» уже точно не сможет выйти на плановые объемы поставок в 9,25 млн тонн в год. Кроме того, «Новатэк» радикально снижает прогноз отгрузки сжиженного природного газа по арктическому маршруту.
Все это в совокупности лишь подтверждает, что экономика России летит в пропасть. Ей все меньше нужны ледоколы, транспортные суда, а значит, и рабочие руки. Госпрограммы, которые хоть как-то могли поддержать экономику, «тонут» одна за другой.