Олигархи мухлюют – у рабочих чубы трещат 

Проблема возникла не по вине Quintus Technologies AB. Шведский регулятор не выдал лицензию на экспорт из-за использования пресса для выпуска продукции двойного назначения. Единственная продукция двойного назначения ГАЗа – это автомобили «Урал», которые используются в том числе Минобороны и Росгвардией. В 2019 году автозавод «Урал» вышел из состава группы ГАЗ, но все еще остается в периметре специнвестконтракта ГАЗа, что предполагает сохранение сотрудничества по поставкам комплектующих. При этом об использовании шведского пресса для выпуска машин «Урал» ничего не известно. 
В «Группе ГАЗ» называют остановку пресса гидроэластичной штамповки из-за отсутствия запчастей для сервисного обслуживания «критичной для завода». Альтернативных поставщиков деталей для этого пресса нет – запчасти для него выпускает только сам производитель пресса. 
В МИД РФ заявили о том, что Quintus Technologies AB отказалась поставлять запчасти для промышленного пресса «Группы ГАЗ» под «абсолютно надуманным предлогом». По мнению ведомства, «это абсолютно искусственная логика, высосанная из пальца». 
Минфин США ввел рестрикции против Дерипаски и подконтрольных ему компаний, включая «Русал», «Базовый элемент», En+, «Русские машины», «Евросибэнерго» и «Группа ГАЗ» в апреле 2018 года. Находящимся в черном списке запрещен въезд в США, их активы в стране замораживаются, а американским гражданам запрещено вести с ними бизнес. 
В январе 2019 года санкции с «Русала», En+ и «Евросибэнерго» были сняты, но это стоило Дерипаске контроля над предприятиями. Ограничения в отношении «Группы ГАЗ» до сих пор не вступили в силу: минфин США несколько раз переносил принятие решения. Так, в июле этого года американская сторона в очередной раз продлила отсрочку введения санкций для «Группы ГАЗ» до 22 января 2021 года. 
Теперь «Группа ГАЗ» обязана в течение пяти дней после закрытия каждого квартала предоставлять минфину США финансовые отчеты и протоколы заседаний совета директоров, отчеты о составе совета и изменениях в нем, а также списки любых планируемых и созданных новых совместных предприятий. Аналогичный порядок отчетности установлен для финансовых соглашений ГАЗа на сумму от $5 млн и более. 
Кроме того, группа обязана в течение пяти дней по истечении каждого месяца подтверждать для минфина США, отвечающего за правоприменение в области санкций, что не действует от имени Дерипаски или других лиц, включенных в санкционные списки, и что контроль над компанией возложен исключительно на совет директоров и ее акционеров. 
Сам Дерипаска уже заявлял о возможном банкротстве и национализации компании из-за санкций США. Бизнесмен уверен, что если санкции вступят в силу, у группы нет шансов выжить, так как многие поставщики и партнеры уже прекратили работу с заводом из-за риска вторичных санкций.

КАК ВЫЖИТЬ?

По мнению председателя рабочих советов ГАЗа Евгения Морозова: «…Мы даем работу огромной цепочке в отрасли. Представьте: одно рабочее место на ГАЗе создает свыше 10 мест в  смежных отраслях. У нас в Нижегородской области, в Арзамасе, работает предприятие Общества слепых. Это НПО «Автопровод», они производят для нас жгуты. На их производствах трудится около тысячи человек, и половина – инвалиды по зрению или по общим заболеваниям. А мы обеспечиваем более 90% загрузки их мощностей. И таких предприятий тысячи по России. Работает ГАЗ – живет страна. Встанет ГАЗ – встанут и наши смежники. Сейчас под ударом почти полмиллиона человек. А вместе с семьями – больше миллиона».

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин: «В «Группе ГАЗ» работают порядка 35 тыс. сотрудников, в стране у нас более 3,7 тыс. российских поставщиков. Все вместе  – это около 400 тыс. рабочих мест. ГАЗ не первый год находится под американскими санкциями. Мы остались без ряда своих международных партнеров и поставщиков. У наших предприятий запредельно выросла финансовая нагрузка. ГАЗ оставили один на один с проблемой санкций. А сейчас – с проблемой критического падения спроса на коммерческие автомобили. Снижение производства в 2020 году может составить до 50% от прошлого года. Основная задача для нас и наших поставщиков сейчас – выжить. Для этого придется сокращать расходы и затягивать пояса.»

Другие материалы номера