Чисел и словес было неимоверное количество. Опять, как и четыре года назад, политологи-прогнозисты недооценили шансы Трампа. Его сторонников в Америке поменьше, чем противников, но их энтузиазм превышает энтузиазм сторонников Байдена – соответственно и явка на выборы у них была выше. Причем трамписты, не доверяя почте, ждали дня выборов, чтобы проголосовать лично, как и призывал их Трамп. Но систему победить нельзя. Трамп благодаря энтузиазму сторонников показал более высокие результаты, чем ожидалось, во Флориде, Огайо и Айове, например. Но этого было мало!
«Демократическая» Америка, взбодрившаяся Европа празднуют победу, не дожидаясь решений судов, куда Трамп направил протесты и запросы. Канал «Евроньюс» просто захлебывается от восторга и ведет нескончаемый репортаж из лагеря победителей. Поражало то, что и в самый напряженный момент, когда всё висело на волоске, команда Трампа оставалась верна себе: госсекретарь Майкл Помпео на фоне чудовищных нарушений всех демократических процедур у себя под боком требовал провести перевыборы… в Белоруссии. Бундестаг Германии, еле собравшийся в условиях карантина, принял резолюцию о непризнании президентских выборов в Республике Беларусь, прошедших 9 августа. По мнению авторов документа, голосование «не было ни честным, ни справедливым». «Масштабная фальсификация выборов подтверждается без сомнений», – говорится в тексте. А в чем «масштабная фальсификация» выразилась, хоть бы кто прояснил. Там что, рассылали бюллетени по почте без всякого контроля, и покойники 120-летние голосовали, как в штатах? Вбросы были по 130 000 голосов разом, как в колыбели демократии? Бундестаг, а слабо тебе после всех картинок с американских избирательных участков и ночных улиц признать нелегитимными выборы в США?
Но нет, признают, что победил Байден – политически утомленный и физически слабый кандидат с предположительно прогрессирующей деменцией (сказываются две операции на мозге), чьим единственным достоинством, по сути, было только то, что он – часть системы и что он не Трамп, не вызов значительной части истеблишмента.
Представители ОБСЕ были потрясены уже накануне голосования предвзятостью СМИ – про Байдена только нейтрально, без упоминаний разоблачений про сына, про Трампа – только отрицательно, со всеми разоблачениями: «На трех национальных телеканалах (ABC, CBS и NBC) президент Трамп получил соответственно 63, 56 и 60% эфирного времени в рамках политических новостей в прайм-тайм, большинство – с критической оценкой, а Байден получил 20, 25 и 22% соответственно, в основном в нейтральном тоне», – говорится в докладе организации. На сторону Байдена встали все айти-гиганты, учтя опыт прошлой президентской гонки: тогда крупнейшие холдинги, начиная с СNN, были целиком, демонстративно на стороне Клинтон, но в сетях белая Америка взбунтовалась, и команда Трампа смогла провести индивидуализированную работу в соцсетях. Сейчас и этот канал задавили. И все-таки каким-то чудом здравый смысл противился, бунтовал, прорывался!
Что характерно: нам показывали разную Америку – безработную черную, возмущенную фермерскую, вооружающуюся предпринимательскую, но не показали Америку студенческую. Страшно предположить: может, студенты просто учились? В решающий день судорожного подведения итогов заокеанских выборов в Белгосуниверситете прошла спонтанная встреча студентов и председателя Совета Республики Национального собрания Натальи Кочановой. Говорили больше трех часов. Разговор на фоне творящегося во время выборов в США был смешной, детсадовский какой-то. Первый вопрос последовал от студентки 4-го курса (!) факультета философии и социальных наук Анны. Взрослая девушка, которая вот-вот начнет работать, спросила спикера:
– То, как распределились проценты на выборах, мы уже не узнаем, и нет механизмов узнать, у кого сколько процентов. Но совершенно очевидно то, что некоторая часть общества не проголосовала за Александра Григорьевича Лукашенко, а следовательно, не проголосовала за политику действующей власти. Тем не менее это часть белорусского общества и белорусского народа…
Будущий социолог следила за выборами в других странах – в соседней Польше, в США по горячим следам? Там половина страны проголосовала против Байдена, но он выступил с речью, в которой призвал своих сторонников не относиться к республиканцам как к врагам, отметив, что они «тоже американцы» и пообещал, что американцы станут одним народом. А белорусам (да и русским) и обещать такого не надо.
Студент Виктор сбивчиво рассказал, как решил стать наблюдателем на избирательном участке в Минске. Он отмечал, что его не пустили на участок ни во время досрочного голосования, ни во время основного.
– Я видел своими глазами, как в один из дней досрочного голосования я и мои коллеги-наблюдатели насчитали 27 потенциальных избирателей. В этот же день в протоколе было записано, что проголосовали 62 человека. То есть…
– То есть вы понимаете, что те вещи, о которых вы сейчас говорите, 20 или 30 человек, или сколько их там было, плюс наблюдатели. Они все фальсифицировали?
Виктору, наверное, за протестами некогда было смотреть, что делали с наблюдателями, да еще стихийными, в США: просто не пускали их за порог или отгораживались от них щитами – никаких 27 вообще не насчитаешь.
По сравнению с вопиющими нарушениями всех демократических процедур в США (да и в соседней Польше) претензии к выборам в Белоруссии кажутся просто смехотворными. Особенно, повторяю, умилила ОБСЕ, которая не направила своих наблюдателей в Беларусь, но признала выборы там нелегитимными, но зато перечислило прорву нарушений на выборах в США с личным присутствием, но признало выборы демократическими.
Многие мои студенты симпатизируют ровесникам в Минске, выходящим на улицы, и верят, наверное, в какую-то идеальную, неземную демократию. Но ведь им самим скоро работать в СМИ – какие уроки они вынесли из этой беспрецедентной кампании? Артем Шейнин, сперва пропавший с экрана, а потом снова возникший, начал, как всегда, нагнетать в программе «Время покажет»: «Всем профессорам придется учебники переписывать: они уже три поколения журналистов воспитали на том, что американская пресса – самая лучшая и свободная в мире». Ну, не всем, допустим. А после выборов четыре года назад вообще только тем, кто заинтересован в этом бредовом взгляде или не достоин преподавать по умственным способностям. Тогда все крупнейшие, мейнстримные СМИ были нагло за Хиллари Клинтон, но у команды Трампа были соцсети, которые в эту кампанию перекрыли, цензурируя его собственный твиттер. Виталий Третьяков посчитал одним из положительных моментов тотальной фальсификации и давления СМИ хотя бы то, что пелена окончательно спадет с глаз: «Надеюсь, преподаватели журфаков перестанут говорить студентам о свободе американской прессы». Сам он так ответил на ремарку интервьюера: «Но очень много зависит от личности журналиста…»
– Конечно, зависит. Одни журналисты более свободные, независимые и смелые, другие менее. Но все они, все мы – в Системе. А Система – политическая. А в политике, особенно в моменты кризисов и конфликтов – а сейчас кризисы и конфликты идут один за другим, – ты либо на одной стороне, либо на другой. Нейтральной полосы не существует…
эти выборы в США показали, что все либералы, русофобы и, как ни странно, антисоветчики на стороне Байдена, который высказывает левые взгляды, твердит о государственных программах поддержки. Но они, видимо, что-то знают или им просто нравится, что имя российского президента Байден использовал в дебатах как ругательство. В интернете появилось множество картинок-приколов и анекдотических высказываний. Самым удачным кажется это: «Америка выбирает человека, который будет четыре года виновен во всех наших бедах».
Лично мне обидно, что первая леди – опять не славянка, хотя дочка коммуниста – Мелания Трамп, наверное, мало влияла на своего взбалмошного мужа. Но и тут без славянского следа не обошлось: раскопали, что Байден, пограбивший с сынком Украину – далекий потомок основателя Запорожской Сечи Вишневецкого-Байды и именно его прапрапрадеду – лондонскому банкиру – передали на хранение золото Полуботка, на котором якобы впоследствии была начата колонизация Америки. Поди теперь проверь, когда свежие бюллетени сосчитать не могут. Но известно, что Дмитрий Вишневецкий – политический деятель XVI века, волынский магнат, которого больше знают под именем казака Байды, получил прозвище еще в начале военной карьеры: байда означает «отчаянный гуляка». Вот Джо Байден и гуляет, насколько позволяет старость, отмечая победу.