Вопиющей ситуацией, в которую она попала, поделилась врач ЛФК Анна Балашова, получившая деньги по этой программе, а спустя пару лет внезапно узнавшая, что должна вернуть всю сумму обратно. Как рассказывает доктор, ее история началась еще в 2016 году:
– От пациента я случайно узнала, что есть такая федеральная программа, по которой я имею право, если буду работать врачом на селе, получить субсидию на улучшение жилищных условий. Я решила узнать подробнее, пошла в администрацию. Мне там все хорошо разъяснили, уверяя, что очень нужны специалисты на село.
Для оформления субсидии необходимо было собрать и принести большое количество документов. Главное требование – после получения сертификата отработать на селе 5 лет. Условия Анну вполне устроили –своего жилья у молодой семьи (на тот момент в составе трех человек) не было.
– Я собрала кучу документов, много раз ходила в администрацию, что-то досдавала. После долгих походов мне сказали: всё, молодец, идите в департамент АПК, который реализовывает эту программу, еще разочек все документы им принесите, и они вам дадут уже этот сертификат. Иду в департамент – там говорят: «О, классно, мы сейчас отчитаемся, у нас будет врач», – рассказывает доктор.
Согласно требованиям программы, Анна с семьей переехала из города Ярославля в Ярославский район и устроилась на работу в сельскую больницу. По ее словам, на полученные по программе деньги был достроен дом, а собственность, как того требуют условия, оформлена на всех членов семьи в равных долях. О новом молодом докторе даже напечатали статью в местной газете. Приезжала и проверка, которую тоже всё устроило. Как описывает сама Анна, «все рады и счастливы». Однако, увы, счастье доктора оказалось недолгим:
– Через 2,5 года мне звонят с работы и говорят: «У вас тут какая-то повестка в суд пришла, подойдите, пожалуйста». Я беру бумажку, а мне говорят: на вас подали в суд, верните всю сумму полностью: миллион сто шестьдесят рублей! С этого началась моя «веселая» жизнь.
В ходе судебных разбирательств выяснилось, что Анну Балашову не могли включить в списки на получение субсидии по формальной причине. С 1 апреля 2015 года в программу «Устойчивое развитие сельских территорий» были внесены изменения, в соответствии с которыми право на выплату осталось только у ярославцев, живущих в области, «за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района Ярославской области». По словам и.о. директора департамента Валентины Шишиной, не было учтено, что Балашова проживает в Ярославле и оформила лишь временную прописку недалеко от областного центра – в деревне Кормилицино. Временная прописка Анны позволила квалифицировать ее обращение за субсидией как «неосновательное обогащение».
Даже местный Ярославский районный суд – редчайший в нашей стране случай – встал на сторону людей, подтвердив право Анны Балашовой на субсидию! Однако департамент АПК подал апелляцию в областной суд, который и принял решение о том, что деньги должны быть возвращены. Причем с той зарплатой, на которую государство обрекает врачей на селе, молодому специалисту придется возвращать этот миллион до самой пенсии: Анна получает в месяц в среднем 17 000 рублей. Сейчас в семье Балашовых появился еще один малыш, и, формально находясь в отпуске по уходу за ребенком, Анна по факту все равно работает в больнице. Впрочем, перспектива вечного должника не способствует энтузиазму.
Может быть, действительно, редкая, случайная ошибка, и не повезло из многих участников программы именно Анне? Но, как оказалось, в одной только Ярославской области насчитывается одиннадцать таких товарищей по несчастью, у которых государство в судебном порядке требует вернуть всё до копеечки назад, несмотря на то, что ошибку совершили сотрудники администрации. В дальнейшей проверке, которую провела контрольно-счетная палата, так и написано, что «по ошибке администрации»… Но в суде говорят, что деньги-то вы верните!
Как справедливо обращает внимание фактически обманутый государством врач: «Если бы я совершила врачебную ошибку, меня бы судили!» А вот к некомпетентным руководителям госорганов у государства претензий отчего-то нет. Лишь специалист департамента, который курировал вопросы предоставления субсидий и, по сути, подставил 11 семей, был после проверки в 2019 году освобожден от должности.
На протяжении последнего года нам из каждого утюга вещали, как важны сегодня борющиеся с пандемией на передовой врачи. Действительно, героический труд медработников неустанно прославляют в СМИ, одна за другой проходят акции «Спасибо врачам», недели благодарности медикам. Медработникам посвящают стихи, в их честь создают арт-объекты, проводят концерты и прочие флешмобы… И в то время, когда врачей на селе отчаянно не хватает, такое поразительное буквоедство ярославских чиновников ничего кроме негодования не вызывает. Врач на месте? На месте. Работает? Работает. Казалось бы – ну что вам еще надо? Какая разница, откуда переехал специалист? Складывается ощущение, что «поправки» и «изменения» в программах преследуют только одну цель – как раз обеспечить вот такие «несоответствия», которые позволят спустя тысячи дней с момента чужой ошибки ударить по карману бюджетников, повесив на них неподъемные долги.
Не случайно, после того, как обращение Анны взорвало интернет, в ситуацию вмешался губернатор Ярославской области. Правда, пока дальше прописной истины «Наказывать людей за чужую некомпетентность непозволительно. Каждый, кто принимает решение, должен отвечать за него» в виде записи на странице главы региона во ВКонтакте дело не продвинулось. Делайте выводы, дорогие россияне.