С мольбертом в дрейфе

Пока в Росгидромете и на Адмиралтейских верфях ожидают деньги из резервного фонда правительства на достройку и оснащение самодвижущейся платформы «Северный полюс» для команды ученых-полярников, одиночную вахту на дрейфующем льду прямо с макушки планеты начал известный российский путешественник Федор Конюхов.

Экспедиционный тур знаменитого путешественника посвящен 80-летию первых конвоев союзников, снабжавших воюющий СССР техникой и продовольствием. На дрейфующей станции Федор Конюхов проведет две недели. Он намерен изучить интенсивность таяния льда, а также создать серию живописных работ.

Руководителю Экспедиционного штаба Оскару Конюхову удалось поговорить с отцом по спутниковому телефону о первой одиночной ночёвке на Северном полюсе. Путешественник сообщил, что чувствует себя хорошо и ночь прошла без происшествий. Погода хмурая, туманная, тяжелые серые тучи скрывают солнечный свет, стало трудно подзаряжать батареи телефонов. Иногда слышно, как потрескивает лед. Температура воздуха на улице составляет около 0?С, а в палатке прогревается до 15–18?С.

Текущие координаты станции на 12:00: N89?57.850? E169?47.911?. Суточный дрейф станции составляет около 0,8 морской мили.

Это шестое путешествие Конюхова на Северный полюс. Свое первое путешествие он совершил в 1988 году. Искатель приключений, опытный мореход, альпинист и воздухоплаватель, уже трижды покоривший СП — в одиночку и трижды в группе, в этот раз переместился из Мурманска в символическую точку с координатами 90°00′00″ северной широты без всякого риска и мышечных усилий.

Неугомонный Конюхов доставлен туда на борту атомного ледореза вместе с придуманной специально для него палаткой и другим ледовым скарбом, включая продукты питания, мольберт, незамерзающие краски и современное оборудование, переданное Институтом океанологии РАН «для научных наблюдений во время дрейфа».

Дрейфа, по его, Федора Конюхова, индивидуальной программе в год приближающегося личного 70-летия. На странице путешественника в Сети сказано, что в ходе одиночной полярной экспедиции он будет «изучать интенсивность таяния арктических льдов и маршруты их дрейфа». А «свободное от исследований время» планирует посвятить творчеству «и создать серию живописных работ, посвященных красоте арктической природы».

Перед выходом из Мурманска сам путешественник заявил, что еще займется «сбором данных по уровню концентрации микропластика» – все для того же Института океанологии. «Я впервые совершаю одиночную полярную экспедицию и посвящаю ее проекту «Чистая Арктика», – сказал Конюхов. – Представлять этот проект – большая ответственность для меня».

Какие риски ожидают путешественника в этот раз? Неожиданное разрушение льдины прямо под спецпалаткой? Это вряд ли. Отказ приборов и потеря связи с внешним миром? На такой случай соломки подстелили: у Конюхова на льдине будут дублирующие средства связи и даже спутниковые датчики, способные отследить дрейф полярной мини-станции при ее работе в автономном режиме.

А вот непрошеный гость-абориген в образе белого медведя – вероятность куда более серьезная. Но Федор Филиппович в этих делах человек опытный, и о средствах самообороны заранее позаботился.

Пропитание? Того, что доставили на борту ледокола и выгрузили на льдину, на две недели хватит с избытком. А почему весь дрейф только две недели? Сам Конюхов и его штаб на берегу, да и сам он эту тему как бы ненароком обходят. Но, как теперь стало известно, две недели или чуть меньше — это промежуток между двумя плановыми рейсами атомного ледокола «50 лет Победы» на Северный полюс в июле-августе 2021 года. Даты известны и были объявлены заблаговременно: 10–22 июля и 21 июля–3 августа.

Со следующим – примерно там же и заберут. Дрейф, как сообщается, «может составить 100 км». Может. А может и не составить. Словом, надежда у Федора Конюхова сейчас одна – на «50 лет Победы». Да на свой GPS-навигатор, способный определять координаты льдины и передавать их в штаб на берегу или прямо вахтенному штурману на мостике ледокола.

Судя по тому, как опытный полярный капитан Дмитрий Лобусов водит атомоход «50 лет Победы» на Северный полюс и обратно по своим же следам – уже пробитым каналам во льду, обстановка в это время года тут стабильная. Подвижка ледовых полей незначительная, а сам ледокол на такой «прогулке» в буквальном смысле отдыхает. Его машины работают на 40–50, максимум 60 процентов мощности. Это вам не Восточно-Сибирское море, море Лаптевых и Берингов пролив в начале и под занавес навигации, когда многометровые паковые льды сбиваются в одно – до горизонта! – вздыбленное поле, абсолютно непроходимое для кораблей и большинства ледоколов. Вот там от капитана и всей команды ледокола требуется высочайшее мастерство и профессиональная слаженность.

Другие материалы номера