Доля импорта в продукции повседневного потребления – от одежды и обуви до бытовой техники и предметов первой необходимости – превышает 75% и существенно не меняется в последние пять лет, подсчитали эксперты Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ.
Наиболее высокой доля импорта остается в структуре розничных продаж автозапчастей, детских игр и игрушек (свыше 90%), а также одежды и обуви (80–90%).
На 86% из завезенных товаров состоит рынок телекоммуникационного оборудования, на 73% обеспечен импортом сектор галантереи.
В наименьшей степени от импорта зависят продажи спорттоваров, бытовой химии и косметики, а также товаров для дома. Однако и в этих сегментах на поставки из-за рубежа приходится половина потребления или больше.
Даже пандемия, породившая разрыв цепочек поставок и задержки с завозом товаров, оказалась бессильна разрушить импортозависимость потребительского рынка. В 2020 году доля импорта даже несколько увеличилась по сравнению с 2019 годом – до 75,8% с 73,5%.
«Подавляющая часть розничной торговли непродовольственными товарами повседневного спроса, за исключением топлива, формируется за счет импортных товаров», – констатирует Марсель Салихов, директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ.
[img=19395]
Большие объемы импортной продукции в рознице обусловлены ограниченными возможностями отечественного производства, а также особенностями потребительских предпочтений россиян, полагают эксперты. При этом даже условно российские товары де-факто зависят от поставок импортных комплектующих или сырья.
Позором для страны является импорт фруктов, овощей, рыбы и мяса. Россия фактически уже ничего не производит самостоятельно в рамках полного производственного цикла. Программа импортозамещения провалена по всем позициям. Промышленность страны разрушена до такой степени, что не в состоянии наладить выпуск даже продукции первостепенной необходимости для населения.