Казахстан живет во мне.
Помню, был на целине.
Довелось внести свой вклад
В «Казахстанский миллиард» –
Миллиард пудов зерна…
Им гордилась вся страна.
В мыслях слышу, ощущаю:
«Ширь степная, даль без края…»;
Ветра свист над головой;
Бег машины бортовой…
А вот вижу обостренно,
Что пейзаж уже не тот:
Вместо тракторной колонны
Бронетехника идет.
Да, согласно договору
Группы дружественных стран,
Мы – Россия и партнеры –
Вызволяли Казахстан.
Не теряя ни минуты,
Что была так дорога,
Перекрыли все маршруты
Продвижения врага.
На объектах заменили
Казахстанских часовых,
Чтобы части боевые
Пополнялись за счет них.
За тему ухватились цепко
Истолкователи вестей.
Неоднозначны их оценки
Военной миссии гостей.
Гостей, в буквальном смысле званых.
(здесь всё – по «правилам игры»!).
Гостей, для большинства желанных.
Хотя желанных… до поры.
Вступать в дебаты не берусь,
Одной лишь мыслью поделюсь.
Когда проходишь тонкий лед,
Сверяешь каждый шаг вперед.
Международное доверие
Есть столь же хрупкая материя.
Хоть теперь мы в разных странах,
Общий путь у нас таков,
Что, как встарь, Ермек Ивана
Понимает с полуслов.
Узы эти вековые
Надлежит беречь вдвойне,
Когда воины России
На казахской стороне!
О. ДЖИГИЛЬ (г. Краснодар)
[img=-20072]
Силу и богатство Казахстана
мы закладывали всей страной
Строительство Туркестано-Сибирской железной дороги – она стала одним из первых гигантов отечественной индустрии. До войны Казахстан по размаху железнодорожного строительства в СССР занимал первое место.
Геологические работы выявили богатые месторождения меди, свинца, цинка, золота, никеля, угля, нефти и многих других разнообразных полезных ископаемых. Уже в середине 30-х годов Казахстан занимал первое место по запасам цветных металлов и третье – по углю.
К 1940 г. в Казахстане было построено свыше 2,5 тыс. крупных промышленных предприятий, оснащенных по тому времени передовой техникой. Это Балхашский медеплавильный, Ачисайский полиметаллический, Актюбинский химический комбинаты, Чимкентский свинцовый, Иртышский медеплавильный заводы, угольные шахты Караганды, нефтепромыслы Эмбы, десятки электростанций и многие другие.
Карагандинский угольный бассейн стал третьим угольным центром СССР после Донбасса и Кузбасса. Принципиальных успехов достигла легкая и пищевая промышленность республики. Ввели в эксплуатацию обувную и две швейные фабрики в Алматы, кожевенно-мясной комбинат в Семее, Атырауский консервный и Алматинский плодоовощные комбинаты, сахарные заводы в Талдыкоргане, Мерке, Жамбыле, табачную фабрику в Алматы, хлебозаводы и маслозаводы.
В годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано свыше 400 заводов и фабрик, на основе которых разрослась местная промышленность: Актюбинский завод ферросплавов, Казахский металлургический завод, Джездинский марганцевый рудник, Текелийский полиметаллический комбинат. Построены новые города и села, дороги и мосты.
После Отечественной войны непрерывно увеличивались капиталовложения в индустрию Казахстана. В республике было построено свыше тысячи предприятий, оснащенных по последнему слову современной техники. В их числе Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Усть-Каменогорская ГЭС, Соколовский и Сарбайский рудники, Белоусовская и Джезказганская обогатительные фабрики, крупные угольные разрезы Экибастуза, мощные шахты Караганды, нефтепромыслы на Эмбе, Каратауский горнохимический комбинат, Джамбулский суперфосфатный завод, Актюбинский завод хромовых соединений, Карагандинский, Семипалатинский и Чимкентский цементные заводы, хлопчатобумажный комбинат в Чимкенте, трикотажная фабрика в Алматы.
Освоение целинных земель привело к переселению в Казахстан еще миллиона новых жителей из всех союзных республик. На целину отправили только в 1954 году 120 тыс. тракторов, около 10 тыс. комбайнов, а также плуги, сеялки, дисковые бороны, культиваторы. На выполнение программы было брошено более 100 тысяч автомашин. За 1954–1960 годы было поднято 41,8 млн га целинных земель и создано 425 зерновых совхозов. С середины 1950-х годов Казахстан давал до половины производимого в СССР хлеба.
Расплата за сырьевой статус
Получив в наследство от СССР развитую экономику, социальную инфраструктуру, руководство Казахстана растащило все несметные богатства. Очень быстро обогатив верхушку страны и сделав бедными подавляющую часть населения. Газовый бунт в Казахстане – это расплата за статус сырьевой колонии. Если брать общие объемы, то 75% казахстанского рынка только нефтедобычи находится в руках зарубежных компаний.
Например, на месторождении Тенгиз на Каспии национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 20%, а компании США – 80%.
На месторождении Кашаган на Каспии «КазМунайГаз» имеет всего 16,88%, остальная часть принадлежит Италии, США, Великобритании, Франции, Китаю и Японии.
На месторождении Карачаганак в Западно-Казахстанской области «КазМунайГаз» имеет всего 10%, в два с лишним раза меньше, чем имеют Eni (Италия) – 29,25%, Shell (Великобритания) – 29,25%, Chevron (США) – 18%.
Условия контрактов для казахстанцев кабальные. Западные компании не платят природную ренту и оставили выжженную пустыню, некоторые месторождения к 2030 году подойдут к своему исчерпанию.
Правящая элита в Нур-Султане обслуживала исключительно свои интересы и американских и европейских компаний. Вот откуда у семьи Назарбаева дворцы по всему миру…