На европлахе

Оружие направлено и против всего Русского мира, который наши недруги в открытую грозятся уничтожить, как и всю нашу страну.

Истреблению подлежат наша культура, искусство, слово – всё то, что порождено и утвердило себя во всем просвещенном мире – русская советская цивилизация.

В этом западные «цивилизаторы» находятся в одной компании с фашистскими правителями Украины, творящими расправу над именами наших прославленных деятелей русской культуры, полководцев, ученых – и их памятниками.

Прикрываясь ястребиной демократией, ликвидаторы изгоняют со своих площадок певцов и танцоров, известных всему миру светил театра, оперы и балета; предают анафеме Достоевского, Пушкина, Гоголя, Чехова, Толстого и многих наших великих, принадлежащих к не только русской, но и мировой культуре.

А может, и правда ныне не место им в том сатанинском ряду ликвидаторов, где разгулялось мракобесие, яростно сеются русофобия, вражда между народами, разжигается пожар мировой войны?!

В этом западные господа остаются верны наследию фашистской Германии. И там готовили крематории для угнанных в плен людей, а книги честных мыслителей, не разделяющих человеконенавистническую мораль, сжигали на кострах вместе с картинами живописцев, недоступных пониманию людоедов, выкидывавших их из музеев.

Уже в канун войны, преступно ими разожженной, культурной чистке нацистов подверглись 16 тысяч картин мастеров! Среди них полотна Пабло Пикассо, Анри Матисса, Поля Сезанна, Эрнста Кирхнера, Теодора Жерико, Поля Гогена, Винсента Ван Гога и многих других.

А нынешние погромщики великой русской цивилизации чем отличаются от средневековых инквизиторов? Своим вероломством и темною силою они оскорбляют свою же историю, в которой был возвышен голос тех великих мыслителей, духовных искателей истины, борцов за идеалы добра и справедливости: ученых, писателей, общественных деятелей, кто высоко ценил русскую культуру и глубоко был к ней приобщен. Это и А. Франс, Р. Роллан, Г. Манн, И. Бехер, Т. Драйзер, С. Цвейг, А. Барбюс, В. Гюго, М. Твен, Б. Шоу – и многие еще.

И в нашей стране эти писатели пользовались большой популярностью и любовью. Они были переведены на русский и другие языки национальных республик.

Большое влияние на русских советских поэтов имели Дж. Байрон, Г. Гейне, Ф. Шиллер, И. Гете. Они являлись яркими выразителями идей своего времени.

А живи они сегодня – какой бы пламенной силой обличения громили лицемеров и лжецов, палачей истины и справедливости во имя торжества золотого тельца! Против его господства и выступали просветители, обнажая свой «разящий меч» еще в XVIII веке.

Генрих Гейне, родившийся в 1831 году, ненавидел удушливую атмосферу феодально-дворянской Германии. Попав в Гамбург в 19 лет к дяде-миллионеру, будущий поэт навсегда получил отвращение к коммерции и возненавидел торгашеский дух. Как только Гейне узнал о революции в Париже в 1830 году, тут же эмигрировал туда. Ощущая себя ее сыном, он тогда же увлекся идеалам и Сен-Симона, но понял, что утопический социализм не в силах разрешить социальные противоречия.

Огромное идейное воздействие оказала на него встреча с К. Марксом в 1843 году. Тогда-то и появилось знаменитое стихотворение «Силезские ткачи», где впервые в мировой поэзии он изобразил рабочих как могильщиков старого мира, ткущих саван реакционной Германии. В сатирических стихах Гейне бичевал политиков, бесстыдно предающих народные интересы. Зло смеялся он над биржевиками, махинациями новоявленных бюргеров и королей, над убогими филистерами, раболепно гнущими перед ними спины. Он громил мир, где гибнут невинность и честь, где процветает эгоизм, а человек угнетает человека.

Гейне, гневно бичующий колонизаторов – «Невольничий корабль», и жадных, алчных маклеров – «Золотой телец» – всей своей поэзией был близок к народу и мечтал о том времени, когда «гений свободы будет обручен с девой Европы», и народы совместными усилиями в общем труде не будут воевать друг с другом, а «создадут рай на земле».

О том же мечтали столь же гениальные и талантливые его современники Дж. Байрон, Ф. Шиллер, И. Гёте.

«И вечно буду я войну вести словами, случится – и делами! – с врагами мысли, с тиранами мне не по пути», – восклицал Байрон. Как поэт и как борец за свободу он был, по выражению А.С. Пушкина, настоящим «властителем дум». Его вольнолюбивая поэзия, богатая глубокими мыслями, развивающая благородные чувства, пронизанная духом человеческого братства, актуальна, созвучна и нынешнему времени, всему прогрессивному человечеству, была востребована в нашей стране.

Высмеивая лицемерие, чванство и спесь высшего света, он осуждал их страстным словом поэта.

В то время, как высшая знать жирует и развлекается, в стране голодают бедняки, писал он, затеваются новые войны. Глубоко сочувствовал он угнетенному народу, борющемуся за свое освобождение от гнета.

Не случайно в Италии и Греции, где Байрон провел значительное время, поэт присоединяется к карбонариям, воюющим против иноземного ига. Глубоко чтит он защитников народа. И сам готов идти на жертвы ради него. В поэме «Прометей» титан, похитивший у Зевса огонь, чтобы развеять мрак на Земле, дать людям свет и разум, принимает страшные мучения. Бунт его против бога Зевса является, как и многих героев Байрона, бунтом во имя освобождения человечества от гнета.

И сегодня заокеанские правители во имя «золотого тельца» с помощью прислужников Запада ведут захватнические войны в мире, сеют вражду между народами, ухудшая их жизнь, погружая в социальное бесправие и лишая священного огня единения и защиты.

 

Непримиримым борцом с тиранией, мракобесием и несовершенством мира был и мыслитель, поэт и драматург Ф. Шиллер. Он принадлежал к числу поэтов XVIII века, которых называли поколением «Бури и натиска».

Размеренному стиху классицизма поэт противопоставил мировую разговорную речь, размышления и порыв бунтующего героя. Недаром его кумиром был глава французского просветительства писатель-демократ Жан-Жак Руссо.

Как и Гейне, Шиллер рос в гнетущей атмосфере феодально-отсталой Германии и идеи свои, по выражению В. Белинского, он черпал не из книг, а из жизни: сам «еще юношей перестрадал болезнями общества и перенес на себе все тягостное влияние его устаревших форм».

Уже в первой драме «Разбойники» в звучных монологах атаман разбойников громил «хилый век кастратов», сокрушался, что погасла сверкающая искра Прометея, обличал неправедные законы, которые заставляют «ползти улиткой и того, кто мог бы взлететь орлом». Поэт привлекает внимание зрителей, не только обличая, но и побуждая размышлять о путях борьбы и о мере ответственности человека перед обществом на разных путях общественного развития.

Герои драм Шиллера всегда – борцы за идеалы справедливости. Поэтому и накалены, и кипят в них страсти. Им посвящены произведения: «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь», «Дон Карлос». Здесь ярко отражены порыв и страсть, накал человеческих страстей. Бесперспективным представляется только бунт одиночки.

Замечательное художественное полотно «Дон Карлос» исполнено священного гнева против всех форм государственной и духовной тирании, озаренное светом гуманистической мысли.

Когда в феврале 1919 года в Петрограде по инициативе А.М. Горького и А.А. Блока был создан Большой драматический театр, призванный отразить дух новой революционной эпохи, он открылся спектаклем «Дон Карлос».

Само имя Ф. Шиллера для русских писателей было символом гуманизма и благородного дерзания. В признании его большой роли в развитии русской культуры были единодушны Н.Г. Чернышевский и В.М. Достоевский.

А как актуально и современно звучит сегодня голос другого великого писателя-сатирика И. Гёте! В его бессмертном творении «Фауст» Мефистофель (дьявол), посещающий Землю, раздает весьма коварные советы ученым и государственным деятелям – в том числе и по части реформирования экономики, особо пригодные служителям «золотого тельца».

И мировой экономический кризис, гуляющий по миру, запущенный дьяволятами, тоже от него – от дьявола. И расшифровывается как криминально-запредельные игрища сатаны.

Каким провидцем оказался немецкий трагик и драматург, сквозь века увидевший нынешний мир с его либерал-хозяевами, дьяволятами!

 

Император ищет совета у придворного шута Мефистофеля и получает его:

«Лги, изворачивайся, объявляй, что есть одни достижения, дави всех недовольных…»

Разве это не портрет нынешних хозяев жизни?

Лишь канцлер думает о будущем страны и протестует:

«Вам ставит дьявол золотой капкан», – изрекает он.

Но Мефистофель парирует, защищает алчных практиков. И денежные дельцы, бесчестные воротилы, продающие свою душу дьяволу, живущие в атмосфере беззакония и безнравственности, разлагающие всё вокруг – и в первую очередь молодежь, – мнят себя на коне.

Профессия их особенно прибыльна в периоды кризиса, смуты, разжигаемых ими конфликтов и войн. И у них – нацеленных хапуг и чистоганщиков – есть свой верховод за океаном.

И все же не существует некого фатализма и беспросветности, если к народу вернутся разум и просветительство, и он отринет влияние дьявола провозглашает драматург своей драмой.

Даже сам Мефистофель в конце выносит свой приговор:

Глупцы! Судьба своих даров,

Заслуг не видя, не истратит!

А какие заслуги есть у западных господ и их поводырей, кроме истеричного разжигания русофобии, оскорбления русских людей и нашей великой культуры, когда, отметая нашу русскую советскую цивилизацию при полной атрофии разума и души они не ведают, не осознают, что тем самым стреляют и по большой мировой культуре, исторически находящейся в тесной связи с нашей?!

И в России наступает перелом в сознании людей, которые болеют за наших воинов, ведущих отважное сражение за будущее наших братьев на Украине и безопасность нашей страны. Это и предвестник назревающего преображения внутри нее, когда уйдут из власти советники либерал-«мефистофели» и страна начнет выздоравливать и возрождаться на путях построения обновленного социализма.

Другого пути для этого не существует.

Другие материалы номера