На особо важном объекте

Николай Бондаренко:

– С нами сегодня на связи депутат Камчатского законодательного собрания, член фракции КПРФ Валерий Быков. И тема у нас сегодня невероятно важная – коррупция при строительстве ядерных объектов.

 

Валерий Быков:

– В 2018 году нам стало известно о крупных хищениях при строительстве объектов Минобороны России для подводных лодок Тихоокеанского флота в городе Вилючинске на Камчатке. Нам стало известно, что при производстве бетонных строительных работ подрядчик ООО «Монолит», где генеральный директор Коротков, использовали материалы несоответствующего качества. Это установлено экспертизами. И было предписание военного прокурора по Вилючинску о направлении материалов проверки в органы предварительного расследования для решения о возбуждении уголовного дела против руководства «Монолита», в том числе гендиректора, по статье о мошенничестве.

 

Н. Бондаренко:

– Для экономии средств и получения более высокого дохода при строительстве использовали дешёвые материалы?

В. Быков:

– Именно. Нам стало известно, что Коротков закупил тысячу кубов гранодиарита. Это компонент тяжелого бетона б-45. А потом дописывал нолик к этой цифре. Таким образом 9 тысяч кубов заменял в бетоне щебнем из гравия, у которого совсем другие, не такие прочные качественные характеристики. В зависимости от объемов произведенного бетона, а речь идет о тысячах кубометров, себестоимость падала фактически в два раза.

Военной контрразведкой установлено, что Коротков подделал паспорта качества на бетон. В них он внес применение специальной добавки, которая сокращает срок затвердения бетона и улучшает его свойства, которые уже соответствуют проекту. Контрразведчики проделали достаточно сложную работу (при противодействии военных) и установили, что добавки, о которых шла речь в паспортах качества, выпускает единственный в стране Научно-производственный центр в Санкт-Петербурге. После сделанных в этот центр запросов выяснилось, что никакие добавки предприятиями Камчатки не приобретались.

У меня на руках есть постановление, подписанное военным прокурором Вилючинска, полковником юстиции Пахно. В нем черным по белому написано: «Поскольку поставленный ООО «Монолит» на объект строительства бетон непригоден для дальнейшего использования, в силу пункта 30 Постановления Верховного суда РФ от 30.11.2017 года №48 «О судебной практике по делам о мошенничестве», вменению подлежит вся стоимость оплаченного бетона, то есть 61 469 163 рубля. И это только стоимость бетона. И там еще использована арматура, цена которой сейчас очень высокая. Плюс сюда же должна быть включена стоимость разборки этого объекта. В реальности «Монолитом» под руководством Короткова нанесен колоссальный ущерб обороноспособности страны.

Мы ведем речь только о двух объектах, на которые у нас есть все обличительные документы. Например, есть заключение Военно-морского проектного института, в котором сказано, про плиту, на которой должны были храниться особые изделия: «…конструкция фрагментов фундаментной плиты из бетона пониженных проектных классов не обеспечит восприятие кратковременной динамической нагрузки, усиление фрагментов сделанной плиты технически невозможно. Необходимо решение о демонтаже конструкции». Под ним подписи самых крупных специалистов в этой области.

В принципе случившееся можно рассматривать как диверсию в отношении России. Ведь речь идет о ядерных силах сдерживания. Речь идет о береговой инфраструктуре флота, волнорезах, которые заливал бетоном «Монолит». Есть заключение экспертизы, что эти объекты в части бетонных конструкций так и не набрали необходимой прочности. И они фактически сейчас разрушаются. В порту Рыбачий, где ведет строительство тот же «Монолит» на Минобороны, экспертизой установлено, что используемый бетон не соответствует техническим требованиям. И тут суммы вложенных средств исчисляются сотнями миллионов рублей. Строят пирсы для новейших атомных субмарин. Мало того, что всё строится некачественно, так еще и сроки сдачи объектов сорваны безвозвратно.

Все эти объекты сейчас тупо заморожены, строительство остановлено. Все прекрасно понимают, что их никогда и никто не примет в эксплуатацию. Достраивать их нецелесообразно. Сейчас они просто брошены. И по заключению Проектного института их необходимо демонтировать.

С 2018 года, когда вся эта история стала достоянием и правоохранителей и общественности, так и не возбуждено уголовное дело по этим фактам. Притом что даже есть постановление прокурора Новикова.

Кроме этого, есть решение Управления ФСБ по Тихоокеанскому флоту, в котором сказано: «По факту некачественного строительства военных объектов… следственным отделом СК РФ по городу Вилючинску в отношении генерального директора ООО «Монолит» Короткова С.Н. проводится доследственная проверка». И дата под этим решением «21 января 2021 года». А вообще проверка шла с 2018 года. Чиновниками старательно замалчивается факт вскрытого преступления и не возбуждается уголовное дело.

По всем нормам заказчиком должно быть принято решение о демонтаже этих объектов. У меня есть документы, что все проблемы со строительством, которое вело ООО «Монолит», были на контроле у всех без исключения правоохранительных органов, но последствий до сих пор не последовало. Мало того, Коротков в одиночку не смог бы провернуть такую схему. Там должна была действовать целая цепь: заказчик, руководитель, главный инженер… Выявлены хищения космических масштабов, надзорный орган в лице прокуратуры это подтверждает, а уголовные дела так и не возбуждены. Никто не собирается возвращать государству впустую истраченные деньги. Все замалчивается.

Как житель города Вилючинска, прекрасно понимаю, что объекты, связанные с ядерным арсеналом, небезопасны для населения. Требуется ответственная, исключительно качественная работа. Авария здесь может быть намного страшнее Фукусимы. И когда я с товарищами начал заниматься этой проблемой, против меня было сфабриковано уголовное дело за якобы полученные взятки. У меня был договор с этим ООО «Монолит» на помывку их транспорта. Как позже выяснилось, Коротков и не собирался мыть машины, но деньги по безналичному расчету мне перечислил. Именно это и посчитали взяткой. По его же заявлению. Мало того, Коротков обвинил меня в том, что я «управлял военной контрразведкой», которая своими проверками мешала ему работать.

Далеко не новость в нашей стране, что когда ты начинаешь бороться против коррупции и вскрываешь воровские схемы, выстроенная система круговой поруки пытается тебя уничтожить.

Бесспорно, Короткова кто-то крышует на очень высоком уровне. Руководителям государства, правительства наверняка ничего не докладывалось, и они не знают об этих колоссальных хищениях на стройках Минобороны. Потому как иначе утаить всё это дело было бы невозможно…

 

Н. Бондаренко:

– Хорошо известно, что нет такого преступления, на которое капиталист не пойдет ради сверхприбыли. Это очевидное и очередное тому доказательство. Даже подрыв обороноспособности России не останавливает таких директоров от откровенного мошенничества, ради извлечения высоких барышей.

Другие материалы номера