Вирус безнравственности?

Сложно ответить на этот вопрос отрицательно. При одном, правда, весьма важном уточнении: и сама культура должна соответствовать своей высокой миссии. К сожалению, в современном российском обществе места для культуры остается все меньше. И уже никого особо не удивляют пьяные выходки, на секундочку, народного артиста Российской Федерации Григория Лепса, который в очередной раз «отличился» на минувших выходных.

Сделал он это по стечению обстоятельств как раз в культурной столице, где выступал с концертом в Ледовом дворце. Сначала Григорий Викторович грубо и на весь зал ответил поклоннице, подарившей ему, как оказалось, «не вовремя» цветы, затем прервал песню ровно на середине, бросил микрофон в пол и просто ушел со сцены, ну, а закончил свой вечер в Ленинграде народный артист пьяной дракой у одного из баров на Московском проспекте.

Версий о том, что произошло внутри заведения две: то ли Лепсу не понравилось, что один из посетителей хотел с ним сфотографироваться, то ли сам Лепс предложил сыграть пострадавшему Дмитрию в нарды на 10 000 долларов и очень обиделся, что у него нет такой суммы. Точно этого мы в любом случае знать не можем. Зато наглядно можем лицезреть на видео, как находящийся явно в неадекватном состоянии артист набрасывается на гражданина, которому за мгновение до этого охранник-амбал уже сломал нос. К слову, проблемы с алкоголем случались у музыканта и раньше. Так, в 2016 году на концерте в Ростове-на-Дону нетрезвый артист оступился во время исполнения песни и чуть не упал. После чего Лепс забыл, в какой руке у него микрофон, и стал петь в пустую руку. А в это время звучала фонограмма – зрители были разочарованы.

И речь ведь совсем не о том, как некультурен Григорий Викторович. Речь о современном уровне российской культуры и искусства в целом. Михаил Ефремов, Елена Ваенга, Анастасия Волочкова, Филипп Киркоров, Алексей Панин – список отечественных артистов, которые регулярно попадают в пьяные и не только скандалы, можно продолжать довольно долго. К сожалению, сегодня с уверенностью можно говорить о том, что в последние десятилетия мы все чаще сталкиваемся с тем, что на смену подлинно народной советской культуре приходит «культура» совершенно иная. Она несет в себе заряд разрушения и является чуждой нашим лучшим традициям. Ее лишили сущностного стремления к добру и правде, справедливости и человечности. Она либо робко отступает перед циничным напором бизнеса, либо подчиняется ему и растворяется в его корыстных интересах. По сути, нынешние работники «культуры» в большинстве своем лишь обслуживают правящий класс. За что, к слову, этот класс неплохо с ними расплачивается. Например, в 2021 году доход того же Лепса снова вырос и достиг $9 000 000…

Очевидно, что главной целью творческой и культурной деятельности сегодня в основном являются деньги. Художник не может себе позволить писать картины «для души». Его талант превращается в товар. Так и любой режиссер производит бесчисленные товары для рынка и нуждается в покупателях, и только единицы могут позволить себе не думать, сколько соберет фильм. Главный же вопрос у авторов не в том, чему та или иная картина научит зрителя, о чем заставит задуматься, а о том, сможет ли она окупиться в прокате – для режиссера, продаться в частную коллекцию или в издательство – для художника.

Культуру, как и многие другие сферы российского общества, поразили вирусы наживы и безнравственности. Сегодня она находится в колоссальном кризисе и упадке. Только с опорой на подлинно народную, советскую, культуру, поддержкой современных талантливых авторов, возрождением доступного и массового творчества можно говорить о борьбе с бескультурьем. В противном случае мы так и будем наблюдать на сцене долларовых миллионеров, поющих в нетрезвом состоянии под «фанеру» и безнаказанно размахивающих кулаками на улицах и в питейных заведениях.

 

Егор МИХАЙЛОВ

Ленинград

Другие статьи автора

Другие материалы номера