В мировой прокат вышел один из самых долгожданных фильмов последних десятилетий – «Аватар: Путь воды», прямое продолжение знаменитого «Аватара». Ожидание действительно было долгим – между выходом «Аватара-1» и «Аватара-2» прошло 13 лет, но оно того стоило.
Напомню, в «Аватаре» 2009 года речь шла о прекрасной планете Пандора, которую американцы-земляне, ничем не отличимые от НАТОвцев, грабят, изгоняют местное население, уничтожают их святыни и природу. Сопротивление местного населения возглавляет землянин Джейк Салли, которого как в первой, так и во второй части просто замечательно играет австралийский актер с совершенно русской внешностью Сэм Уортингтон. Джейк – бывший морской пехотинец, а не ученый, простой парень, который попал в экспедицию случайно, после того, как грабитель убил его брата-близнеца, ученого, участника программы «Аватар». А «аватар», искусственно выращенное тело аборигена, через которое Джейк общается с местными жителями, настроен на конкретный генетический код, потому не подойдет никому другому. Джейк чист душой и сердцем, что оказывается очень полезным – аборигены, умеющие видеть душу человека, принимают его к себе. В течение трех месяцев Джейк живет среди пандорцев и за это время успевает полюбить их по-настоящему. Кэмерон показывает удивительно красивый мир Пандоры, просто захватывающий дух – огромные леса, водопады, радуги, невероятный животный и растительный мир. И вот этот прекрасный мир «небесные люди», как называют их местные жители, пришельцы, колонизаторы, оккупанты, начинают уничтожать без всякой жалости. «Если у кого-то есть то, что нужно вам, вы просто объявляете его врагом и грабите!» – возмущается Джейк.
Первая часть закончилась изгнанием «небесных людей» обратно на Землю, и действие второй части начинается через 10 лет после тех событий. Напомню, первый «Аватар» имел грандиозный успех, и не только из-за удивительных спецэффектов и потрясающей работы художников. Да, с технической точки зрения «Аватар» просто произвел революцию в кинематографе, как в свое время «Матрица». Но это были всего лишь средства донести основную гуманистическую мысль. Именно поэтому фильм так понравился простым жителям Земли – ведь кино является самым демократичным, массовым, доступным видом искусства и сборы делают именно обычные люди. Без успеха у них фильм в коммерческом отношении не стоит ничего. «Аватар-1» тогда побил все рекорды кассовых сборов. Помню, у нас в России ажиотаж продолжался несколько месяцев. Фильм очень хвалил, в частности, тогдашний президент Боливии Эво Моралес, а палестинцы провели антиизраильскую демонстрацию, переодевшись в костюмы пандорских жителей нави.
***
«Аватар: Путь воды» сейчас повторяет грандиозный успех «Аватара», и кассовые сборы составляют уже 2 миллиарда долларов, хотя прокат очень далек от завершения. Даже для меня стало неожиданностью, что «Аватар: Путь воды» оказался намного жестче, злее, непримиримее к оккупантам и колонизаторам, чем первый фильм. Несмотря на все красоты и спецэффекты, впечатление он оставляет весьма тяжелое, и аллюзии в этом фильме настолько конкретные и понятные, что ясно любому – это фильм не о какой-то далекой планете, а о нашей Земле, о нашей борьбе с колонизаторами и фашистами. Не знаю, насколько поймет молодое поколение, но для нашего поколения и поколения постарше, того же Кэмерона, целый ряд сцен – прямые отсылки к документальным фильмам и реальным событиям нашего недавнего прошлого. Уверен, если бы не огромный коммерческий потенциал фильма, не всемирная известность и авторитет режиссера Джеймса Кэмерона, не видать ему ни финансирования, ни проката.
Но обо всем по порядку. Я вынужден рассказать часть сюжета, но советую всем – посмотрите всё своими глазами. Это не фильм, а просто пособие для агитатора и пропагандиста.
Итак, с событий первого фильма прошло больше 10 лет, и Джейк живет на Пандоре счастливой жизнью, как и все местные жители нави, в полной гармонии с природой. У него уже четверо детей – два мальчика и две девочки. И вот однажды в небе загорается яркая звезда. Это может означать только одно – «небесные люди» возвращаются. Если в первом фильме земляне и их корабли показаны довольно обычно, ну как просто корабли, то во второй части показано, как на Пандору надвигается военная армада – огромная и безжалостная. Из просто сцены посадки кораблей Кэмерон сделал целую драму – огромные железные чудовища (крупным планом показаны их жестокие лапы, топчущие планету) сжигают все на своем пути. Сцена довольно страшная – корабли сжигают своим пламенем леса, местных жителей, природу, животных, птиц, деревья – все сгорает в пламени. Причем пламя снято не просто так – те, кто постарше, помнят учебные фильмы по гражданской обороне, показывающие действие ядерного взрыва. Кэмерон явно эти фильмы тоже смотрел и точно воспроизвел, как пламя и ударная волна сметает и сжигает все на своем пути. Открываются люки и выходят солдаты в экзокостюмах, стреляющие во все уцелевшее живое, выезжают танки и бульдозеры, сокрушающие все на своем пути. Уцелевшие аборигены, животные и птицы, раненые и обожженные, в ужасе спасаются бегством.
Следующая сцена – события через год. Партизаны пускают под откос поезд с оружием. Я не шучу. Аборигены под руководством Джейка Салли организовали партизанскую войну против оккупантов и колонизаторов. Быстро движется поезд, его сопровождают несколько вертолетов. Партизаны подрывают железнодорожное полотно, стремительно уничтожают вертолеты и военных, и захватывают груз с оружием.
Следующая сцена – база «небесных людей» (у меня язык не поворачивается называть их «землянами»). Командующий объясняет задание главному злодею из первого «Аватара» – полковнику Майлзу Куоричу, который теперь сам не в виде человека, а он и вся его группа в виде «аватаров» – местных аборигенов. «Мы прибыли сюда, потому что Земля умирает. И у нас большие виды на эту планету. Но сначала мы должны зачистить местных. А Салли и его люди постоянно беспокоят нас и ставят под угрозу всю экспедицию». То есть если в первой части оккупанты просто грабили планету, сейчас задачи изменились – они хотят ее захватить, уничтожив местное население, как они неоднократно делали в своей истории, с теми же индейцами, например.
Командующий дает полковнику Куоричу и его группе задание найти и уничтожить Салли. Для этого в их распоряжении все ресурсы. Салли, узнав об этом, понимает, что под угрозой уничтожения оказывается все его племя, и решает с семьей бежать к жителям островов. Все остальное действие происходит среди племен архипелага, большая часть в воде, отсюда и название фильма.
Опять, как и в первой части, работа художников просто потрясающая. Прекрасный мир, живущий в гармонии. И вот в этот мир вламываются безжалостные оккупанты. Чтобы найти Салли, полковник Куорич и его отряд обыскивает все острова, избивая и пытая местных жителей, после чего их деревни сжигают напалмом – прямая аллюзия с фашистами и с американцами во Вьетнаме. Настолько прямая, что людям постарше видно, как эти сцены просто пересняты с документальных фильмов, что, разумеется, не совпадение, а прямая идея режиссера.
Для того чтобы добраться до Салли, Куорич зафрахтовывает огромный корабль-китобой. Чем занимаются эти китобои, надо сказать отдельно. На Пандоре живет разумное племя китов – тулуны. У этих тулунов есть свой язык, своя культура и даже песни, они огромны, как земные синие киты, но не хищники и очень миролюбивы, у них запрещено убивать. Люди охотятся на них, потому что железа, находящаяся около мозга тулуна, вырабатывает уникальное вещество – примерно около литра с каждого тулуна. Это вещество полностью останавливает старение человека, и вот этот один литр стоит 100 миллионов долларов, остальное тело тулуна выбрасывается. Предпочтительнее убивать самок с детенышами, потому что их легче убить, они связаны детьми и у них выработка нужного вещества самая наибольшая. Понятно, что даже на Земле это вещество доступно не всем людям, а только самым-самым богатым. «Небесные люди» охотятся на тулунов весело, с шутками-прибаутками и с жадным азартом. К тому же такая охота почти безопасна. Крупный план – убитая мама-тулун и ее плачущие дети вокруг.
И в том же духе весь фильм. Оккупанты уничтожают, пытают, убивают, сжигают. Они решительны в своем грабеже, жадны, жестоки и вообще, хоть формально это люди, ничего человеческого в них нет. Все манеры оккупантов Кэмерон показывает максимально близко к фильмам про армию США и НАТО – та же форма, те же манеры, чтоб, не дай Бог, никто не ошибся, кого режиссер имеет в виду.
В конце фильма конкретная группа оккупантов получает по заслугам по полной программе, и это справедливо. Один из сыновей Салли погибает в этом сражении. Сам Салли понимает, что прятаться и убегать – не выход, надо сражаться и побеждать. Конец фильма. Третья часть уже практически полностью отснята, и ее выход запланирован на 2024 год, если, конечно, НАТОвские оккупанты и колонизаторы не устроят к тому времени всему миру кровавую баню.
Своевременность выхода фильма трудно переоценить – его как будто специально выпустили к тому времени, когда наша страна начала всемирное восстание против неоколониализма. Искусство должно быть гуманистичным и должно отражать жизнь. «Аватар: Путь воды» полностью соответствует обоим этим критериям. Будущего у колониализма нет.
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская обл.