Можно потерять еще поколение…

Проработав более 50 лет в школе и учителем, и руководителем, внимательно слежу за всеми изменениями в образовании («Советская Россия» постоянно выступает по этой теме). Вижу по своим внукам, детям выпускников, как нерадостно порой теперь учиться. Разделяю мысли о том, что учеба – это труд и, действительно, подавляющее большинство детей среднеуспевающие и малоуспевающие. Ставка на особую одаренность всех – это желание прикрыть свои новшества организацией всяких факультативов, оптимизацию и создание огромных школ, введение дистанционного обучения и т. д.

С изменением социально-экономической парадигмы в нач. 90-х гг. происходят большие изменения в обществе, а школа – это осколок общества. Если раньше школа была храмом знаний и воспитания, теперь – комбинатом образовательных услуг. В ходе оптимизации в стране было закрыто более 20 тыс. школ. В нашем районе в 1965 г. было 99 школ, в 2001-м – 40, а в 2021-м – 17 школ. Меняется и название школы – оно стало образовательным учреждением, позже – образовательной организацией. Изменяется и цель образования: вместо формирования всестороннеразвитой, гармоничной и творческой личности – формирование квалифицированного потребителя, владеющего компетенциями. А Г. Греф вообще сказал, что «знания народу опасны». Образованность подменяется обученностью школьников. Педагогика Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, вытесняются европейскими стандартами. А бесконечные реформы? За ними сложно уследить. Вот их перечень.

1992 г. – введение 9 и 11-летнего образования.

1993 г. – переход на концентрическую систему, введение аттестации учителей на категорию.

1994 г. – новый базисный учебный план (изучение иностранного языка со 2 класса).

1998 г. – введение обществознания (было обществоведение,  мир. цивилизации).

2001 г. – возвращение к 4-летнему обучению в начальной школе, введение 3-х уроков физкультуры.

2004 г. – новый базисный учебный план (введение часов православной культуры, национально-регионального компонента, пробного ЕГЭ).

2008 г. – введение обязательного ЕГЭ, отмена единой тарифной сетки и введение новой системы оплаты труда педагогов и работников школ.

С 2015 г. идет постепенный переход на ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт). Вводится обязательное изучение второго иностранного языка, потом это предлагается перенести на факультативное занятие, физкультура возвращена к двум часам. Сейчас обсуждается вопрос о возможности дистанционного обучения, цифровизации образования. В 2022–23 учебном году введен час «Разговор о важном». Реформам нет конца. От национально-регионального компонента, от концентрической системы отказались.

Педагоги не успевают не только перестраиваться, но и следить за всеми новшествами. Самое удивительное, что нет никакого анализа введенных преобразований. Что изменилось в системе, как изменения повлияли или повлияют на качество обучения, воспитательный процесс, с чем связан отказ от предыдущих изменений? Ухудшилось отношение к учителю. Мало того, что он завален разнообразными отчетами, увеличена нагрузка, растет количество учащихся в классах (порой до 40 человек), у него низкая зарплата, ему отказано в доверии. С введением ЕГЭ учитель отстранен от приема экзамена как показателя результата своего труда. Даже школе отказано в доверии. Ученики отчитываются о полученных знаниях в других школах под оком наблюдателей и камер наблюдений. Введены промежуточные, репетиционные экзамены, во время которых другие ученики не учатся, на дистанте. Может, с ними организованы занятия по Интернету? Нет, им посылают задания самостоятельно изучить материал, выполнить работы по изученному материалу, которые оцениваются. Авторитет учителя подрывается, поэтому мы часто становимся свидетелями страшных событий в школьной жизни…

Можно потерять еще одно поколение из-за шараханья в образовании. Вообще, когда-то это закончится? Образование перестало быть народным, стало для избранных.

Н.Ф. ЗАКОЖУРНИКОВА

п. В-Синячиха,

Свердловская обл.

Другие материалы номера

Приложение к номеру