С опорой на один из приблизительных календарей 28 июля было опубликовано видеопоздравление Зеленского с Днем крещения Руси. В нем он назвал Киевскую Русь «матерью» украинской истории, а 24 области Украины и Крым – ее «родными детьми» и «наследниками». По его мнению, такая позиция не нуждается в каком-либо подтверждении: «Нам не нужно доказывать это историческими трактатами, работами, статьями. Потому что наши доказательства не на бумаге, а в металле и камне. Не в мифах и легендах, а в наших городах и на наших улицах», – отметил Зеленский. Президент сморозил, что России не стоит претендовать на преемственность в отношении Киевской Руси: «Двоюродным племянникам и очень дальним родственникам не нужно посягать на ее наследство. И пытаться доказать свою причастность к истории тысячи лет и тысячи событий, находясь от мест, где они происходили, за тысячи километров», – заявил глава государства, показав всю свою историческую ограниченность.
Он тянет нищающую Украину в Европу, не представляя геополитических процессов на ее просторах с прихотливой судьбой великих стран и народов. Например, нынешняя Италия примерно совпадает с границами Римского государства в III веке до н.э. Потом Рим расширился до немыслимых пределов, затем снова ужался, но сейчас мы видим примерно то же: государство, занимающее весь Апеннинский полуостров с городами, которым по две – две с половиной тысячи лет: Рим, Верона, Падуя, Генуя… От римских времен сохранились многие строения (некоторые из них – мосты и амфитеатры – до настоящего времени могут использоваться по назначению). А что с народом и самим античным наследием? Когда Рим окончательно пал, на эти территории пришли «варвары». В основном это были германские племена, которые веками жили бок о бок с Империей и развились уже достаточно, чтобы снести ее и начать строить на ее обломках что-то свое. Римляне некоторое время продолжали осознавать себя отдельным народом, угнетенным и завоеванным. Но время стирает всё: старые роды вымирают или смешиваются с пришлыми, язык изменяется, историческая память меркнет. Так что те люди, которыми созданы основные культурные ценности нынешней Италии: монастыри с фресками и скульптурами, Пизанская башня, набережные Венеции и римский Колизей – это совсем не древние римляне, а другой народ. Итальянцы пользуются и культурным, и архитектурным наследием, но древними римлянами (апеннинскими украми) не являются. Азбучный пример, хотя есть много похожих судеб стран и народов, а уж тем более меняющихся древних государств. Но политиканы этого понимать не желают!
Например, в Фейсбуке на правах рекламы опубликован бездарный пост на страничке «Свежего Яблока»: «Зеленский опубликовал великолепный ответ на статью Путина про якобы единство украинского и русского народов. Он убедительно доказал, что Украина, в отличие от РФ, является одной из старейших европейских наций… Украина всегда была казацко-гетманськой державой, страдавшей от захватчиков и оккупантов. Ее храмы разрушали самые кровожадные режимы своего времени – Хан Батый в 1240 году, советская власть в начале ХХ века, нацисты в 41-м году. Как и тогда, сейчас Украина – независимая, свободная, демократичная страна – страдает от попыток России вернуть ее на свою орбиту влияния. И мы как родственный украинцам народ должны приложить максимум усилий, чтобы он жил счастливо, без гнета России и русской культуры. Это твердая и непоколебимая позиция партии «Яблоко»…» Советская власть сравнивается привычно с дикой ордой и фашистским нашествием. Это не нарушение закона?
Ну и Зеленского соцсети выложили с его экскурсионным обзором про древности на территории Украины. Он говорит про «Киевскую Русь», хотя это название придумал… ботаник. Общеизвестно, что сам термин был пущен в обиход XIX веке ботаником по образованию и службе. Михаил Максимович с хутора Черкасской области Украины – фольклорист, поэт, защитив магистерскую диссертацию «О системах растительного царства», получил должность адъюнкта университета, тихо работал в библиотеке и университетском гербарии. С 1824 года в года общественного подъема долго занимал спокойный пост директора ботанического сада Московского университета, а потом ударился в историю. Вот тогда-то Максимович использовал термин «Киевская Русь» в своей работе «Откуда идет русская земля» (1837 г.), но в узко географическом смысле, для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями, как «Червонная Русь», «Суздальская Русь» и др. Тогда же и выдающийся историк, профессор того же университета Сергей Соловьев использовал словосочетание примерно в том же смысле, разрабатывая свой взгляд на влияние природно-географического фактора на судьбу народов. Отдавать Софию или Лавру каким-то неведомым украинцам никому и в голову не пришло бы… Все историки знали, что в давние годы понятие «Киевская Русь» никогда не использовалось. Названием страны и народа было просто слово «Русь». В «Слове о законе и благодати» (середина XI в.) упоминается «язык (то есть народ) руский» и «Руская земля», в «Повести временных лет» – «русьстии людье» (1015 г.), в «Слове о полку Игореве» – «Руськая земля», в «Задонщине» – «руский народ». Уже с XI века фиксируется и форма «русский» (с двумя «с»).
Правда, следует заметить, что многие древнерусские памятники дошли до нас в позднейших списках и отредактированных летописных источниках. Утверждение понятия «Киевская Русь» в государственно-политическом смысле – как официального именования восточнославянского государства IX–XII веков со столицей в Киеве окончательно произошло только в советское время. В таком значении «Киевская Русь» стала впервые использоваться в советских учебниках по истории, написанных после 1934 года вместе с «Кратким курсом истории ВКП(б)». Учебники писались по указанию Сталина и прошли его личную правку. Зеленский как малообразованный комик не знает происхождение термина, не понимает, что задвигает Украину с такой «фундаментальной» историей на задворки и, как во многих сферах, спекулирует на советском наследии!
Смешон тезис про дальность в тысячу километров, про то, что «именно с Киева пошла история Руси». Русская государственность началась с 862 года, когда был приглашен править князь Рюрик. И сел он не в Киеве, а как раз за тысячу километров – в Новгороде. А в Киеве стали править его дружинники Аскольд и Дир. Потом на Киевский престол сел Олег, который и перенес сюда столицу из Новгорода. Что касается Юрия Долгорукого, то он прежде всего был князем Суздальским. Имея прямые права на великокняжеский престол, он после нескольких попыток все-таки захватил Киев, за что и поплатился жизнью, прокняжив в нем всего два года. А его сын – Андрей Боголюбский не захотел править в угасающей столице, разоряемой степняками, и навсегда ушел из Киева и утвердил новое великое княжение во Владимире. А потом слава и сила перешли к Москве, когда Киев лежал в полном запустении. Это школьникам известно, хотя храмы домонгольского периода пересчитать полезно, как и помериться величием двух Софий – новгородской и киевской. Щеголяя именами Владимира и Ольги (уроженки Псковской земли, кстати), Зеленский не задумывается даже о том, а откуда мы черпаем сведения о Владимире Красное Солнышко?
«Песни, сказки и предания, – писал историк-украинофил Николай Иванович Костомаров, – бесценные памятники народной литературы, живое выражение былого народного творчества». Никто из свидомых не хочет посмотреть вместе с уважаемым Костомаровым что же сохранилось в истинно украинском народном творчестве о временах Киевской Руси? А тут и нечего смотреть, – отвечает сам Николай Иванович: «Воспоминания о временах Владимира и вообще об эпохе Киевского стола исчезли из Южной Руси и ушли в Великую Русь… Всякие воспоминания о прежних удельно-вечевых и последовавших за ними литовских временах испарились из народной памяти», – подводит печальный итог знаменитый историк. Почему испарились? Потому что истинно русский народ ушел с этих разоренных, а потом ополяченных земель. Тут уж вовсе странная ситуация вырисовывается со спекулятивной Киевской Русью.
Все летописи вдруг оказываются в редакциях не ранее XV века. Патерики и Жития святых – тех же лет. Народная память совершенно молчит, начинаясь лишь с казацких времен, где перемешались десятки народов на русском порубежье. К тому же и летописи, и жития вдруг оказываются не киевского, а московского или даже тверского и костромского происхождения. Если говорить о русском былинном эпосе Киевского периода – про Илью Муромца, Алешу Поповича и князя Владимира, следует сразу оговориться, что больше всего былин киевского цикла этнографы записали на Русском Севере: в Олонецкой губернии – 300 и Архангельской губернии – 34 произведения. Эпос о славном граде Киеве, Владимире Красном Солнышке, богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче фиксировали и у жителей Сибири и Поволжья. Потому что молодое государство, будущая великая держава – ширилась, воевала, развивалась, набирала силу, уходя от местечкового взгляда явлинских-зеленских. И мы, московиты, это зрим, не отказываясь от новгородских, киевских, владимирских славных и горестных страниц, нам незачем играть в местечковость каких-то случайно нарезанных 24 областей!
Первым князем, который понял реальную силу и значение русских северо-восточных земель, стал Юрий Долгорукий, на которого так активно ссылается в своем краеведческом обзоре Зеленский. Хотя по инерции Юрий все еще считал главной своей целью княжение в Киеве, тем не менее он заложил большое количество укрепленных поселений во Владимиро-Суздальских землях, от Юрьева-Польского до Москвы, тем самым укрепив основы будущего развития и государственного могущества. Только недалекие люди мыслят не историческими категориями, а границами Киева или еще уже – клоповниками Подола.
Поэтому ответ президента Зеленского имеет объективную ценность только в том смысле, что показывает ущербность и зашоренность нынешнего украинского образования и, конечно, беспомощность пропагандистского аппарата и мозгового центра, громко выражаясь, офиса президента. Это внушает надежду: с такими кадрами украинизация всего и вся провалится.