«Сегодня мы в крае раз в три-четыре года имеем подтопления в одних и тех же населенных пунктах, по большому счету, это места, которые находятся у рек – это либо устья рек, либо поймы рек, но они уже застроены. С точки зрения действующего законодательства мы эти населенные пункты очертили как зоны подтопления», – описал ситуацию Кондратьев.
«Если федеральным законом <…> мы введем обязательное страхование имущества, <…> в этом случае разбирательства между властью и населением придут вразрез страховых компаний», – предложил губернатор президенту.
Путину идея понравилась. «Надо подумать над тем, что вы сказали», – заявил он.
Минфин, МЧС и региональные власти тем временем уже думают над введением сбора, который позволит заработать страховым компаниям и снизит нагрузку на государственный бюджет. Проработать обязательное страхование имущества в зонах, подверженных риску ЧС, поручил в конце июля премьер Михаил Мишустин.
Что касается восстановления затопленного жилья, то оно признано нецелесообразным. «В этих районах просто не нужно разрешать строить. И восстанавливать там не нужно. Вот и все», – заявил Путин.
В целом же масштаб и характер природных бедствий, охвативших страну в этом году, стал «абсолютно беспрецедентным», констатировал президент: «Например, на юге порой за несколько часов выпадает сейчас месячная норма осадков, а в Сибири, напротив, на Дальнем Востоке – так сложились природные, климатические, атмосферные условия – лесные пожары в условиях засухи, порывов ветра стремительно распространялись».
По данным Greenpeace Russiа, площадь, пройденная огнем с начала года, превысила 16,5 млн гектаров. В пепел превратились лесные массивы на территории, которая могла бы уместить всю Грецию (131,9 тыс. кв км), четыре Дании (43 тыс. кв км) или половину ФРГ (357 тыс. кв км). Самый крупный лесной пожар, действующий в Якутии, растянулся на 1,6 млн гектаров – территорию, равную всей Калининградской области.