Чем больше сегодня очерняют советский период, тем очевиднее преимущества той эпохи перед нынешним либерально-рыночным режимом. Тогда наша страна строила, поднимала, открывала, побеждала. Нынче наше воображение поражают объемы воровства, преступности, обнищания, вранья, жестокости. Как вырваться из смуты, преодолеть упадок и встать на путь развития?
Коммунисты напоминают: в основе советских достижений были планирование, контроль, расчет. Планирование в экономике началось с октября 1917-го. Страна осуществляла великие планы ГОЭЛРО, индустриализации, механизации, сталинских трудовых пятилеток. Тогда экономика нашей страны развивалась семимильными шагами, а теперь деградирует, пребывает в основном в минусе, а если растет, то на 1–1,5%, что сравнимо со статистической погрешностью. Не пора ли России повернуться лицом к успешному советскому опыту? «Нужны хозяйственные планы… планы, рассчитанные на длительный период», – писал В.И. Ленин.
А как без планирования выполнить мартовское президентское Послание? В нем, подчеркивал лидер КПРФ Геннадий Зюганов, поставлены стратегические задачи: «выйти на мировые темпы экономического развития, войти в пятерку передовых стран, сформировать бюджет развития минимум в 25 триллионов рублей, увеличить расходы на 10 триллионов в год…». Без стратегического планирования, без ежегодных планов невозможно добиться поставленных целей, заявляют коммунисты.
Вот известный пример. Хвалился Путин, что создаст 25 млн высокотехнологичных рабочих мест. Но никаких мест не появилось, потому как не было плана по выполнению этого обещания. Подобных примеров немало. Однако либералы слышать не хотят ни о планировании, ни о государственном регулировании. В лучшем случае соглашаются на «дорожные карты», под которыми подразумеваются некие расплывчатые планы. Либералы признают только рыночную экономику, которая якобы будет развиваться исключительно под воздействием мифической силы «рынка». Верят ли они сами в эту утопию?
Коммунисты сомневаются. Жизнь доказала, что неуправляемый рынок порождает хаос в экономике, развал производственного сектора, воровство, жульничество. Депутаты фракции КПРФ не оставляют попыток ввести планирование, чтобы остановить спад, дать толчок к экономическому росту. Коммунисты внесли в Госдуму законопроекты о стратегическом планировании, о народных предприятиях, о промышленной политике, об образовании для всех, ряд социальных инициатив. «Если принять пакет этих законов и насытить бюджет развития, можно уверенно развиваться, двигаться вперед», – заявляет Г.А. Зюганов.
Но, не уступают своих позиций те, кто, по словам лидера коммунистов, «в 90-е годы распродавал страну по частям, они, подобно тараканам, вылезли из всех щелей. Кудрин на встрече с промышленниками предложил вообще выбросить белый флаг и сдаться Америке. […] Другие готовы сдать Курилы. Но в этом мире уважают только сильных, успешных и умелых».
По мнению участников круглого стола, Россия будет крепнуть, опираясь на плановые основы развития экономики, используя опыт народных предприятий. Если же сохранится господство либерального подхода, который уже угробил десятки тысяч заводов, то страну ждет незавидное будущее.
«Нам пора прекратить уповать на рыночную конъюнктуру и мировые рынки, надо взяться за возрождение производства на своих территориях, – делился выводами на круглом столе губернатор Иркутской области коммунист Сергей Левченко. – Приоритетом мы определили три вектора: рост экономики, рост бюджета, рост уровня жизни».
После победы на губернаторских выборах 2015 года С. Левченко возглавил один из крупнейших регионов Восточной Сибири. В области было множество проблем, некоторые, по словам губернатора, «гасили в пожарном порядке». Сегодня Приангарье в первой десятке российских регионов. Доходы областного бюджета за два последних года увеличились почти на 30 процентов. Появились средства – запустили новые производственные инфраструктурные и социальные проекты, строятся предприятия по глубокой переработке леса, усилена защита лесов от незаконных порубок. Сводный индекс промышленного производства по итогам 2017 года составил 104,2, что на 3,2 процента выше, чем в среднем по России.
«Производство возрождается, – отмечает С. Левченко, – где значительна роль государства и работает планирование». Чтобы область стабильно развивалась, губернатор создал Государственный комитет по планированию социально-экономического развития – своего рода Госплан, и вместе с его специалистами разработал Иркутскую пятилетку. В ней определены базовые направления и задачи: повышение зарплаты бюджетникам; обеспечение продовольственной безопасности региона, поддержка местных товаропроизводителей; поддержание приемлемого для населения уровня цен на социально значимые товары; сдерживание роста энерготарифов; поддержка промышленных производств и создание новых с целью импортозамещения и увеличения рабочих мест; строительство миллиона квадратных метров доступного жилья; лесной комплекс и кратное снижение незаконных порубок леса; строительство дорог; экологическая ответственность крупного бизнеса, снижение вреда, наносимого окружающей среде в районах вредных производств.
Пятилетний план Левченко одобрили производители, потребители, бюджетники. Не приняли только депутаты-единороссы по формальному признаку, они против использования нерыночных механизмов. А губернатор заявляет: имея план, мы в Приангарье знаем, куда держим путь, и смело движемся.
Коммунисты мэр Новосибирска Анатолий Локоть и губернатор Орловской области Андрей Клычков – только за планирование. В стратегическом плане мэра крупнейшего сибирского города – развитие научного центра Академгородка, поддержка ученых, промышленности, культуры создание комфортной среды для жизни горожан, строительство новых кварталов, благоустройство микрорайонов на окраинах Новосибирска, «устойчиво развивать муниципалитеты, поиск балласта между самостоятельностью и зависимостью от межбюджетных отношений».
Став главой города, Локоть поставил перед собой цель – обеспечить горожан жильем. И в 2015 году был достигнут рекордный показатель – построено 1,5 миллиона квадратных метров, это по одному квадратному метру нового жилья на одного жителя. «Восемь лет подряд мы вводим по миллиону квадратных метров жилья, – рассказал А. Локоть. – И в этом году тоже будет миллион, несмотря на определенные трудности в строительном секторе. Но нельзя строить как угодно. Надо наводить порядок. Мы ввели изменения в правила землепользования и застройки, которые окончательно подводят черту под так называемой точечной застройкой».
На базе долгосрочного планирования строит свою деятельность губернатор Андрей Клычков: «Утвержден бюджетный прогноз на долгосрочный период до 2028 года, утверждены схемы территориального планирования Орловской области, перечень госпрограмм, основные направления стратегии социально-экономического развития региона до 2020 года, прогноз социально-экономического развития Орловской области на период до 2035 года». Стратегию А. Клычков называет документом, определяющим приоритеты, цели и задачи государственного направления.
Орловский губернатор ценит «накопленный в стране уникальный опыт государственного планирования, от которого отказались в угоду рынку». Но опыт этот не потерян, – считает А. Клычков, – это позволяет надеяться на восстановление планирования экономики. Современная практика убедительно доказывает, что только целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы способно обеспечить стабильное развитие…»
«Мы говорим о проблемах стратегического планирования, а на самом деле у нас нет стратегического планирования, у нас одни проблемы», – заявил директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин. Он пояснил, в чем проблемы: «Берете указ президента майский, 204-й, читаете. На 1-й странице написано, что нужно как минимум ежегодно 5 миллионов семей обеспечить жильем, а через страницу сказано, что не менее 120 миллионов квадратных метров жилья должно быть построено в год. Делите 120 миллионов на 5 миллионов, получаете, что средняя квартира 25 м2. Но это же невозможно, чтобы семья из трех человек жила в 25 м2… Налицо полное отсутствие планирования, записанное прямо в указе.
Еще пример. Поставлена задача увеличить экспорт сельскохозяйственного продовольствия на сумму до 45 миллиардов долларов. Но если вы возьмете программу правительства «Развитие сельского хозяйства», то обнаружите, что товарные массы мы не собираемся больше производить. Что ж получается, мы вообще есть перестанем, если будем выполнять майский указ? Мы вывезем все продовольствие и оставим своих людей без еды? Вот вам «стратегическое» планирование в РФ.
А на деле без федерального стратегического планирования и в субъектах практически невозможно ничего спрогнозировать, потому что неясно, куда уйдут люди, которые, например, учатся и скоро будут искать работу. Что такое инвестиции? По мнению академика Аганбегяна, мы так плохо живем потому, что в 2009 году прекратили инвестиции в свое производство. А кто из иностранных инвесторов будет вкладывать в такую коррумпированную страну, как наша? Недавно было сказано, что «Майкрософт» получила самую большую прибыль. Однако самые большие доходы получили корпорации «Газпром» и «Роснефть». Доходы у их менеджеров очень большие, а эффективность труда такая, что плакать хочется.
Еще пример. Реновация в Москве. Огромное количество ветхого и аварийного жилья по территории всей РФ. А реновация проходит в городе, где этим домам еще стоять и стоять. И не слушая жителей, реноваторы строят новое жилье, а огромное количество малых городов и поселков в субъектах Федерации находятся в непригодном для жизни состоянии.
Если бы было стратегическое планирование в стране, мы бы перестали прощать долги иностранным государствам, а простили бы долги, например, субъектам Федерации. Обнулили бы всё. Потому что при профицитном бюджете держать регионы дотационными или вообще нищими – невозможно. …Мы на самом деле должны начать с главного. Здесь через 10 лет не будет людей, которые видели, как работали в Советском Союзе.
В Советском Союзе была программа Центрального Комитета партии и правительства, где было расписано все. Не хотите брать пример с Советского Союза, возьмите пример с Германии. Там половина всех налогов остается в субъектах. Чем лучше работает федеральная земля, тем больше у нее денег, которые она расходует исходя из собственного понимания. У нас же, наоборот, чем больше заработает субъект, тем больше у него изымают. И тогда получается, что профицитный бюджет федеральный ни за что не отвечает, а вот субъекты – платят за все. Государство превратилось в фейк. Но если мы действительно хотим что-то менять, надо серьезно подойти к стратегическому планированию. Надо выгнать это правительство, которое не может ничего планировать вообще».
Грудинин выразил то, что занозой сидит сегодня у большинства граждан в головах. За честность и деловитость Павла Николаевича наградили долгими, искренними аплодисментами.
В поддержку стратегического планирования в экономике высказались депутат-коммунист Николай Арефьев, президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин, ученые-экономисты.
По итогам дискуссии участники круглого стола приняли рекомендации, в которых призвали правительство Медведева перейти от рыночного хаоса к планированию, к контролю за использованием бюджетных средств и отчетности перед парламентом за выполнение планов.
И в это же время
Но в другой аудитории, на форуме финансистов «Как попасть в пятерку»,
Кудрин признает:
«Вообще, я хочу сказать, что после Второй мировой войны у нас такого длинного периода в истории России, чтобы мы жили больше 10 лет с таким темпом роста –1%, нет. Мы, в общем-то, попали в серьезную такую застойную яму, серьезную…»
«…При том, что цена за нефть увеличилась в два раза, то есть прирост цены на нефть, который всегда был драйвером нашей экономики, уже даже не останавливает дальнейшего снижения темпов роста… понятно, что нужны другие драйверы нашей экономики».