Недавно внимание федеральных СМИ привлек небольшой башкирский городок под названием Учалы. Он находится на восточных отрогах Уральских гор. Расстояние от столицы региона – Уфы – 225 км, от Москвы – 1390 км. В городе живет около 40 тысяч человек. Есть горно-обогатительный комбинат – предприятие по добыче медно-колчеданных руд и производству медного, цинкового концентрата. Причем предприятие производит 65% цинкового концентрата России. Казалось бы, Учалы должны процветать! Однако город буквально умирает. И причина известна всем, кто живет в малых городах и селах России – пресловутая «оптимизация».
Во исполнение программы Минздрава уже несколько лет назад в Учалах стали закрывать поликлиники, больницы. Затем город лишился городского родильного дома и, наконец… морга. Дабы сэкономить бюджетные копейки, чиновники распорядились все эти учреждения перевести в «соседний» Белорецк. Дескать, какой смысл держать медучреждения в 40-тысячном городке, если можно возить больных (и, простите, умерших) на машинах скорой в более крупное «городское образование» (в Белорецке аж 65 тысяч жителей!). «Соседний» он, кстати, вполне номинально – от Учалов до Белорецка – 100 км (лишь вдвое меньше, чем от Учалов до Уфы). А дороги на Урале – это не асфальтовые шоссе в Подмосковье. И потом это от Учалов до Белорецка – 100 км, а от дальних деревень Учалинского района (откуда раньше везли больных в клинику Учалов) – более 200! Скорые, как вы понимаете, тоже в уральских городках «не первой молодости». В общем, бывает и так, что приезжают к пациенту, когда ему уже нужен не врач, а священник… Это, кстати, уже обыденность во многих городках и деревнях России. Только по телевизору об этом не говорят – там все больше про то, как плохо живет Украина…
Ужаснее всего, что после переезда морга в соседний город ритуальщики требуют с родственников покойных по 40 тысяч за транспортацию трупа на вскрытие (без чего не выдают документов о смерти). Большие деньги по меркам российской провинции! Поэтому люди предпочитают перевозить покойных родственников… на своих машинах (естественно, без соблюдения санитарных норм). А что – у нас ведь президент поднял Россию с колен – уровень автомобилизации населения повысился! В каждом дворе стоят ржавые иномарки, которые немцы или японцы выбросили на свалку, а наши приспособились «толкать в кредит» бедолагам-бюджетникам…
Впрочем, народ у нас неприхотливый, как-то притерпелся и к этому, и в горсовете даже 65% у партии «Единая Россия». Но вот она, последняя капля! В сентябре на все 40-тысячные Учалы осталось… 2 участковых врача-терапевта (в тех поликлиниках, которые еще не переехали)! Врачи сейчас тоже по всей России увольняются – не выдерживают перегрузок, не хотят работать за мизерную зарплату… Но чтоб на целый город два медика – такого не бывало!
Даже законопослушные провинциалы вышли на улицу – митинговать. И даже «господа полицейские» (которых тоже не с Марса забрасывают, они и сами – местные жители) не воспрепятствовали им… И написали об учалинцах и «Аргументы и факты», и РИА Новости.
Ситуация, впрочем, все равно не сдвинулась с мертвой точки…
Факт этот показательный, но далеко не единичный, я бы даже сказал, скорее, типичный. Вспомним, что во время прямой линии с президентом 2018 года жители города Струнино Владимирской области (население – 12 тыс. жителей) обрати лись к В.А. Путину с жалобой на закрытие детского отделения городской больницы, из-за чего мамочкам с больными детьми приходилось самим возить деток на электричке (даже если у тех температура!) в соседний Александров. Кстати, другие отделения (хирургическое, гинекологическое) закрыли еще раньше, но люди терпели. Президент строго поговорил с тогдашней губернаторшей Владимирщины Светланой Орловой и разразился целой тирадой по поводу «оптимизации» медицины (чем очень удивил даже соратников, ведь он, наверное, был ее заказчиком и активным сторонником). Он сказал, в частности: «За последние годы была проведена оптимизация сети лечебных учреждений. Это делалось для того, чтобы выстроить эффективную систему здравоохранения. Но в ряде случаев… административными преобразованиями явно увлеклись: начали закрывать лечебные заведения в небольших поселках и на селе». И продолжил с «металлом в голосе»: «Оставили людей практически без медпомощи, ничего не предлагая взамен… Забыли о главном – о людях. Об их интересах и потребностях. Наконец, о равных возможностях и справедливости».
Вроде бы золотые слова! Президент вообще мастер говорить правильные вещи, срывая аплодисменты наивной публики. Но вы думаете, что-то принципиально изменилось?
Уже через год, в декабре 2019 года, мэр Москвы и ближайший сподвижник президента – Сергей Семенович Собянин с трибуны Московской гордумы заявляет: «Даже сегодня, при всей этой реорганизации, от 10% до 20% коечного фонда простаивает. Конечно, мы вынуждены каким-то образом оптимизировать». И это в Москве, где и гражданское общество за всем наблюдает – и журналисты со всего мира! А что творится в далеких провинциальных городишках и деревнях – подумать страшно… В мае 2020 года Минздрав предоставил информацию по запросу Госдумы: по этим официальным (скорее всего, сильно заниженным) данным, в 120 населенных пунктах России нет даже доступа к первичной медицинской помощи. А, как говаривал бессмертный гоголевский Артемий Филиппович Земляника: «…человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет…» И заметьте, это ведь уже почти через 2 года после гневной отповеди президента о недопустимости таких огрехов оптимизации! И не сказать, что Госдума сильно разволновалась и что Минздрав бросился обеспечивать этих простых людей врачами…
Такое ощущение, что президент может говорить что угодно – чиновники продолжают свое дело с упорством бульдозера, который едет на жилой дом. И господ из Кремля это вполне устраивает. Свою миссию, вероятно, они видят лишь в том, чтобы изредка успокаивать народ, в то время как чиновничья рать, оседлавшая Россию, как стая саранчи, продолжает его гнобить.
«Оптимизация» (она же – ликвидация) медицины в России продолжается и уже принесла свои чудовищные плоды. В последние два десятилетия количество больниц и поликлиник в России уменьшилось вдвое (с 10,7 тыс. до 5,4 тыс. в период с 2000 по 2015 г.) и приближается к уровню дореволюционного 1913 года, когда в Империи было около 3 тысяч больниц…
В Москве с 2010 по 2014 год количество одних только инфекционных коек было сокращено в 1,5 раза – с 4617 до 3084. Количество инфекционных коек для детей сокращено в 1,6 раза – с 2556 до 1566. В 2015 году закрыли крупнейшую в столице Инфекционную клиническую больницу №5 в Курьяново! Зато потом, в коронавирус, превращали в инфекционные больницы онкоцентры и кардиологические больницы, из-за чего сердечники и онкобольные должны умирать дома…
Апологеты нынешней власти бахвалятся тем, что у нас якобы все очень хорошо с числом врачей на 10 000 человек. Среднемировая цифра – 16, а у нас – 40. Это примерно уровень Италии. Однако при этом они забывают некоторые детали. Во-первых, в развитых странах Евросоюза, где построены социальные государства, уровень гораздо выше, например, в Швеции – 54 (какая медицина в Италии, мы увидели в первый сезон коронавируса, когда телеканалы всего мира показывали забитые трупами итальянские морги). Во-вторых, 40 – это средняя цифра по стране, а, например, в Тульской области врачей на 10 000 человек – уже 28. Это уровень Монголии, где этот показатель – 28, 9. И Росстат, объявляя об успехах нашей медицины, обычно не указывает, сколько среди этих врачей коммерческих и государственных. А вот данные сайта «Медвестник»: в 2000 году в России было 40,1 врачей государственных и муниципальных учреждений на 10 000 человек, а в 2017 году – уже 37,4. В 2018 госмедучреждения не были укомплектованы врачами на 20%. Особенно не хватает узких специалистов. Россияне знают на собственном горьком опыте, что даже в больших городах (включая Москву!) месяцами невозможно попасть на прием к узкому специалисту! Что же касается маленьких городков, то узких специалистов там зачастую вообще нет, если нужна помощь такого врача, то езжайте в ближайший город-миллионник или идите к коммерческому доктору!
Кстати, число коммерческих медиков в нашей стране действительно растет: «За 2017–2018 годы число врачей в частных больницах увеличилось на 12,2 тысячи человек (это 20% от их общего числа). Не те ли это 20%, которых не хватает в государственных больницах, прежде всего на периферии?
По-человечески врачей, бегущих в коммерческий сектор, конечно, понять можно – бегут от безденежья и чудовищных перегрузок, которыми обернулись путинские «майские указы» (деньги под них Москва не выделила, и главврачи «увеличивали зарплату», увольняя специалистов и на оставшихся взваливая по 2–3 ставки). Но ведь у нас в стране около 20 миллионов человек вообще живут за официальной чертой бедности (получая меньше 12 тысяч в месяц), а около 50% являются бедными по европейским меркам, то есть их доходов хватает только на еду и оплату услуг ЖКХ, на «коммерческого доктора» их кошельки не рассчитаны… В госучреждениях врачей не хватает… Миллионы россиян остаются без медицинской помощи!
Рекордное количество смертей от коронавируса стало расплатой за – не побоюсь этой оценки! – преступную оптимизацию медицины (причем за это преступление никто не понес ответственности). Но это ведь вершина айсберга! Сколько сердечников, диабетиков, онкобольных ежегодно умирает (и будут умирать!), поскольку лишены помощи «оптимизированной» российской медицины!
А посмотрите, даже в условиях пандемии, ставшей «моментом истины» в этом отношении, власть не восстанавливает ликвидированные больницы (в том числе инфекционные)! Она приказывает создавать в «чистом поле» ковид-госпитали, дабы свернуть их после «окончания пандемии» и… вернуться к реализации программы «оптимизации» медицины! Программа «оптимизации» продолжает действовать! Эксперты предсказывают, что уже в 2022 году количество больниц в России будет сокращено до 3 тысяч, то есть до дореволюционного уровня… Уже был обнародован бюджет 2022 года – и что мы видим? Расходы на медицину сокращены на 640 миллиардов рублей, а «сэкономленные» деньги переданы на поддержание «силовиков»…
Созданная в СССР система общедоступной гражданской медицины разрушается – сознательно, целенаправленно, самим руководством здравоохранения, руководством государства… Система, которая носила гордое имя ее создателя – первого советского наркомздрава Николая Александровича Семашко. Сегодня многим уже нужно рассказать о том, что это было за «социальное чудо», выдвинувшее нашу страну на первое место в мире в области здравоохранения… Этому будет посвящена следующая статья.