В понедельник вечером Великобритания сообщила об отправке на Украину двух транспортных самолетов С-17. По словам министра обороны Бена Уоллеса, они доставили легкие противотанковые оборонительные системы, а также «некоторое количество» британских военных, которые проведут инструктаж по пользованию техникой. Одновременно британский МИД заверил, что эти действия не направлены против России.
Лондон не в первый раз поставляет на Украину оружие, однако на этот раз маршрут полета его самолетов привлек внимание следящих за ними интернет-пользователей. Оказалось, что машины обогнули воздушное пространство Германии. Берлин не комментировал ситуацию, и СМИ выдвинули версию, что немецкое руководство не дало разрешения на полет. Это увязали с недавними высказываниями немецких официальных лиц, которые отказались вооружать восточного соседа Польши.
Во вторник утром информацию об «отсутствии разрешения» опровергли. «Разъясняем: немецкое оборонное ведомство не получало от Великобритании запроса на пролет транспортных самолетов С-17 в направлении Украины. Британским С-17 не запрещали входить в немецкое воздушное пространство», – гласит официальное заявление посольства Германии в Польше. Эксперты по международным делам, которых мы попросили дать комментарий, не сомневаются, однако, что ситуация имеет второе, дипломатическое, дно.
«Не имеет значения, какими были формальные решения, связанные с транспортировкой британской военной техники на Украину. Напомню, что Германия, в отличие от стран Восточно-Центральной Европы, имеет в России свои интересы. Она торгует с ней, пользуется ее газом, она заинтересована в сохранении мира в Европе даже ценой уступок. Немцам важнее стабильность всего континента, чем существование суверенной Украины. Основа политики – это интересы, а не законы морали», – говорит специалист по геополитике Яцек Бартосяк, возглавляющий аналитический центр «Стратеджи&Фьючер».
В данном случае, отмечает он, британцы «ведут свою игру»: «Они находятся относительно далеко от России, не имеют таких связей с Москвой в энергетической сфере, как Берлин. Они считают, что наличие у Украины возможности защищаться соответствует их интересам. Произошедшее в понедельник показывает, что политики НАТО нет, есть только политика отдельных государств. Нам тоже следует ответить себе на вопрос, как действовать в отношении Украины, ведь Путин уже перебрасывает в Белоруссию танковые подразделения. Что мы предпримем, если у Буга появится 1-я гвардейская танковая армия? Она способна дойти до Варшавы за два дня», – размышляет Бартосяк. По его мнению, за раздуванием темы полета британских самолетов может стоять Лондон, который хочет обратить внимание на то, что Берлин не проявляет солидарности в вопросе защиты украинских границ.
Непоследовательность Берлина
На второе дно в истории с якобы имевшим место отказом в доступе к воздушному пространству Германии обращает внимание сотрудница варшавского Центра восточных исследований Юстына Готковска. Она напоминает, что 17 января, когда британский министр обороны объявил в палате общин о намеченных поставках для Украины, в Киеве находилась с визитом министр иностранных дел Германии Анналена Бербок. Она подчеркивала, что Берлин относится к продаже украинцам вооружений отрицательно.
«В Твиттере очень быстро увязали два высказывания и сделали вывод, что британцы не получили разрешения от министерства обороны Германии. Оно отрицало, что британцы подавали заявку на пролет, но мы не знаем, не высылал ли Лондон таких документов ранее. Мы также не знаем, с какой реакцией он столкнулся. Британские поставки оборонительной военной техники продолжаются уже несколько лет», – отмечает Готковска.
Она считает, что политика Берлина в отношении Путина выглядит непоследовательной. «С одной стороны, Германия поддерживает выработанную с США, НАТО и ОБСЕ позицию по «красным линиям», которые обозначил Запад. С другой стороны, руководствуясь собственными экономическими интересами, она ставит под вопрос возможность ввести более жесткие санкции в случае нападения России на Украину. Они могли бы касаться «Северного потока – 2» и системы SWIFT. Немцы будто бы заявляют: «Мы остаемся частью Запада и согласуем совместную позицию по России, но нам сложно принять решение об ограничительных мерах, поскольку оно ударит по немецкой экономике», – объясняет Готковска.
Какую игру ведет Великобритания?
Директор Польского института международных отношений (PISM) Славомир Дембский обращает внимание на одну деталь, связанную с политикой Лондона в отношении Киева. «Великобритания входила в число стран, которые подписали Будапештский меморандум, гарантировавший Украине суверенитет и территориальную целостность. Документ появился в 1994 году и служил компенсацией для Киева за отказ от обладания ядерным оружием. Так что сказать, будто Лондон действует за спиной НАТО, нельзя», – отмечает он.
По его словам, мы наблюдаем сейчас «провал политики Германии в отношении России и Украины», а также союзников на восточном фланге Альянса. «Дело не только в этом полете, но и в обескураживающих действиях Берлина в отношении газопроводов «Северный поток», его нежелании выполнять условия августовского соглашения с администрацией президента Байдена. Германия обязалась приступить к внедрению санкционной политики в случае, если Россия будет шантажировать Европу при помощи энергетического оружия. «Газпром» вот уже несколько месяцев оказывает давление на ЕС и Украину, стараясь склонить европейские органы разрешить запуск «Северного потока – 2», а новое немецкое правительство не только ничего по этому поводу не предпринимает, но даже заявляет о том, что и не собирается», – обращает внимание Дембский.
Эксперт считает, что Берлину при формулировании геополитических стратегий следует в большей степени учитывать интересы Восточно-Центральной Европы. «Анналена Бербок сказала на пресс-конференции в Киеве, что Германия не выполнит проистекающих из Устава ООН обязательств, касающихся оказания помощи государству, которое подверглось агрессии, а также не будет помогать Украине укреплять обороноспособность. Глава немецкого оборонного ведомства заявила, что такая политика «имеет историческую подоплеку». Не знаю, какую подоплеку она имела в виду, но та, которую мы помним, несла опасность всей Восточно-Центральной Европе», – заключает Славомир Дембский.