Воскрешение мелкого сельхозпроизводителя – это во-вторых. И третье – сокращение численности чиновничьего аппарата. На сельских территориях нужен сегодня только один чиновник в ранге старосты, а не бригада сельских бюрократов. Кстати, на содержание чиновников Волгоградской области в 2022 году выделят почти 3,5 миллиарда рублей.
Начну почти былинно… Раньше председатель сельского совета (теперь глава сельского поселения) назначался районным начальством и был для односельчан и царем и богом. Потому как регистрировал и расторгал браки, фиксировал рождение и смерть; мог делить имущество между бывшими супругами; прописывал, ставил на воинский учет, исполнял функции нотариуса; начальные школы и ФАПы – все эти учреждения были в его компетенции. Помогали ему управляться с этим хозяйством секретарь и бухгалтер.
Что мы имеем сегодня? Главу сельского поселения выбирают жители, при этом он автоматически становится депутатом этого сельского поселения и, как правило, также становится председателем сельской думы. А еще глава автоматически становится районным депутатом. Три полномочия в одном флаконе. Но вот парадокс: для своих жителей глава кроме справки о поголовье в личном подсобном хозяйстве (которая без справки ветврача недействительна) никакой услуги оказать не может, ни он, ни его штат в количестве от 5 до 8 человек. Вся работа заключается в обслуживании себя, исполнении запросов вышестоящих чиновников и контролирующих организаций. Главы удивляются и раздражаются, что к ним приходят жители с дурацкими вопросами по здравоохранению, образованию, соцобеспечению и пр.
– Это не наши полномочия!!! – негодуют они на неграмотность местного населения. Передача бумаг из кабинета в кабинет воспринимается ими как самоотверженное служение на благо государства (справедливости ради скажу, что есть и исключения).
Нельзя сказать, что главы ничего не делают, но для меня очевидна их функция дублирования отчетов фермеров, предпринимателей, школ, ФАПов, участковых и др., которые сами отчитываются о своей работе. Их депутатская нагрузка не только абсурдна по своей сути, но и затратна для бюджета. К примеру, расходы на бензин. Я подсчитал, что одному главе сельского поселения нашего района в среднем необходимо для поездки на заседание думы около 1 тыс. рублей в месяц (текст написан в 2016 году. – Ред.). У нас 14 глав, в области 438 глав. Итого: 438 тыс. в месяц. Дальше считайте сами.
Удивительно, но факт. Сельский чиновник не заинтересован в развитии производства сельхозпродукции (этот показатель не входит в критерии оценки эффективности его деятельности), т.е. не заинтересован в благосостоянии работоспособного населения. Пенсионеры ему тоже неинтересны, положенные им блага обеспечивает Федерация; дети тоже ему неинтересны – ими занимаются районные и региональные власти.
Так что за последние несколько лет взращен новый вид сельского чиновника, практически не имеющего отношения к селу и селянам.