Так намедни случилось в Воркуте, в городе Республики Коми Российской Федерации.
Воркута – город передовой в плане климатических условий. Это самый-самый восточный город Европы за Северным полярным кругом, где живут-поживают почти 60 тысяч человек. Конечно, здесь есть некоторые неудобства. Почти всегда лютая зима, безморозный период составляет не более двух месяцев. Зимой постоянно случаются снежные заносы, некоторые из которых даже вошли в историю местного фольклора под собственными именами. Безоблачных дней в Воркуте почти не бывает. Поэтому в условиях вечной мерзлоты земледелие здесь практически невозможно, если не считать культивирование нескольких травяных культур да выращивание лука-порея со шпинатом на кухонных подоконниках.
Градообразующими предприятиями Воркуты являются заводы с такими незамысловатыми названиями «Воркутауголь» и «Воркутацемент»… Первое, как вы понимаете, занимается добычей угля, второе, как можно догадаться, производством цемента. Однако даже эти столпы воркутинской экономики годами не могут вызволить Воркуту из экономических и социальных проблем.
В связи с этими неблаговидными обстоятельствами ради исправления положения дел в 2015 г. в Воркуте решено было выбрать сити-менеджера, говоря казенным языком, градоправителя. На этот пост претендовали: боец стрелковой команды станции «Воркута», начальник городского строительства, солидный предприниматель, и даже просто один депутат. Однако парламентарии Воркуты почти единогласно выбрали на пост градоправителя Игоря Гурьева – начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Воркуте, награжденного ведомственным знаком «Отличник ФНС России».
Казалось бы, благоденствие должно было воцариться в заснеженных чертогах Воркуты! На деле же все вышло куда сложнее.
Несмотря на все усилия и даже ухищрения, дела в Воркуте продолжали чахнуть. В отличие от вечной мерзлоты, городской бюджет неумолимо таял год от года. К концу 2018 г. местная администрация объявила, что в следующем году казна Воркуты окажется в минусе на 600 миллионов рублей. Всеобщее уныние попытался преодолеть глава города. Градоправитель выступил с неожиданной инициативой по небывалой экономии средств. И начал с себя!
Под Новый год Игорь Гурьев обратился к горожанам с предложением определить, какая у него должна быть зарплата. Чиновник заявил, что готов к понижению оплаты собственного труда ради экономии общественных средств и вообще спасения тонущего городского бюджета. Следует заметить, что жители Коми уже привыкли к необычным опросам мэра заполярного города, которые он устраивает регулярно по разным поводам. Но это было что-то особенное. Большой начальник предложил гражданам самим назвать сумму, которая, по их мнению, достойна оплаты его трудов на ниве управления ими.
Голосование Гурьев разместил на собственной странице в интернете. Градоправитель предложил пользователям выбрать из нескольких вариантов, начиная от пункта «Работать бесплатно» и заканчивая зарплатой до 400 тыс. руб. в месяц – так скромно определил свой максимум мэр весьма проблемного города.
Ответы жителей Воркуты оказались разными. Только 3% респондентов согласились, что мэр достоин максимальной зарплаты в 400 тысяч в месяц. Еще столько же решили, что ему хватит и 300 тысяч рублей. Планку в 200 тысяч одобрили 16% воркутинцев. За работу мэра вообще без всякого материального вознаграждения высказались 8%. Примерно 30% участников голосования оценили труды градоправителя в размере ежемесячного оклада менее 100 тысяч рублей, а точнее в четверть сотни.
Последний результат, прямо сказать, не обрадовал мэра Гурьева. Он даже как будто обиделся на треть опрошенных воркутинцев: «Не каждый пойдет с зарплатой в 25 тысяч руководить городом. Это большая ответственность», – хмуро заметил мэр Воркуты, который в прошлом году получил доход в размере более 5 миллионов рублей. Впрочем, это он напрасно надулся, зря обиделся. Ведь, по данным Комистата, средняя зарплата в республике составляет 44,5 тысячи рублей. А врачи и учителя региона получают еще меньше – в среднем 37 тысяч рублей. Неужели у врача, который отвечает за жизнь людей, ответственности меньше, чем у кабинетного чиновника? Неужели у педагога, без которого человек останется неучем, меньше ответственности, чем у высокопоставленного администратора?
Однако все это ничто в сравнении с самым показательным результатом мэрского опроса в Воркуте. Все блекнет и меркнет перед стихийно сколоченным, сплющенным, сбитым в общую гущу настроением большей массы опрошенных. Оказалось, что самым многочисленным вариантом ответа на вопрос мэра о своей зарплате оказался «Не считаю чужие деньги», его выбрали почти 40% респондентов-воркутинцев. Такому итогу наверняка изумился сам мэр, профессиональный налоговик-отличник, хорошо понимающий, что он как чиновник существует за счет податного населения, пусть даже налогоплательщики не вполне осознают это.
Поразительно! Как говорится, в кои-то веки российскому гражданину предложили посчитать… самому свои собственные деньги. Те самые деньги, которые он в виде ежемесячных налогов тратит из личного кармана на содержание власти. «Не считаю ЧУЖИЕ деньги», – говорит российский обыватель. И отворачивается: «Наше дело налог-оброк заплатить, а уж куда это все потратится – не наше дело». Большому начальнику, господину-барину, дескать, виднее.
Вот она извечная загадка глубин души общества российского, потаенного шатания вер и надежд, подспудного течения общих дум и чаяний. Это как у Гоголя в «Мертвых душах» сказано: «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа».
Не потому ли и в мерзлой, занесенной снегами и туманами Воркуте затеянный мэром эксперимент игры в демократию закончился, кажется, ничем. В итоге объявили, что жалование градоправителю сможет пересмотреть только вышестоящее начальство – глава городского округа, за которым закреплена обязанность назначать зарплату мэру. Да и то если сам мэр к нему официально обратится. Похоже, так и начальству удобнее, и народу привычнее.