Прошло немало времени, а сделано ли что-нибудь по нормализации ситуации? Хотя, казалось бы, долгие годы районом руководят люди, имеющие определенную компетенцию в этой отрасли: глава района М.З. Шайдуллин по образованию ветврач, руководитель исполкома – бывший главврач Центральной районной больницы.
Проблемой №1 для нефтяного района является ответ на весьма злободневный вопрос: как справиться со шлаками буровых отходов? По этому поводу поинтересовался мнением специалиста – геолога Расиха Лутфуллина. Его ответ был конкретным:
«Есть такая технология – сжигание при большой температуре всего количества шлака буровых отходов. В итоге должны получить продукт, который представляет собой прах. Там должны стоять на выходе мощные фильтры, которые обязаны иметь уровень выхлопных газов, разрешенный санэпидемстанцией, утвержденные государством нормы. Отходы должны храниться в специальных амбарах, построенных по определенной технологии. Для выбора площадки после изыскательских работ на этой местности должно дать разрешение министерство экологии. Должен быть составлен проект, который обеспечивает безопасное хранение буровых отходов. Площадка представляет собой котлован; ширина, глубина, высота определяется от объема планируемых работ и по производительности оборудования. Обязательно должно быть не менее двух котлованов, соединенных между собой трубами для перевода жидкости после дождей или при переполнении такой водой. Обязательно должна быть соблюдена технология строительства котлована по утвержденным нормативам. Например, сначала укладывается песок, который трамбуется катками, затем укладывается армированная изоляция определенной толщины, затем опять песчаные покрытия и сверху – железобетонная укладка плит, их герметизация между стыками. На обоих котлованах должны стоять уровнемеры с отметкой о критической точке заполнения. Должны быть насосы для принудительной откачки поверхностной жидкости. Должна существовать технология извлечения буровой жидкости для дальнейшего сжигания. Отходы проверяет постоянная лаборатория подрядчика под постоянным контролем государства. Все данные записываются в журнал, который должен быть пронумерован и прошит, заверен печатью. Отходы вывозятся специальными герметичными машинами в разрешенное специальное хранилище. Все это указывается в договорах между подрядчиком и государством. Обязательно должен быть утвержденный проект на данный вид работ. Вывоз токсических отходов разрешается только в специальное хранилище».
У автодороги в сторону железнодорожной станции Ютаза в пяти километрах от города Азнакаево имеется полигон, предназначенный для обычных бытовых отходов, поскольку соблюдением вышеупомянутых требований на нем даже не пахнет. Но местная охрана этой территории принимает не любой мусор, пропускает грузовые машины только с радиационными отходами, то есть с соответствующим документом. Обычно сюда привозят опасный груз пока из Самарской области, иногда из Елабуги, то есть из своего же Татарстана!
С заинтересованными лицами мы сделали несколько фотографий у ворот хранилища для радиационных отходов. Внутри имеется большой амбар для хранения буровых отходов, построенный с большими нарушениями, который доверху заполнен содержимым. Там бытовой дозиметр показывает радиационный фон 0,16 мкЗв/час. Это чрезмерная доза. Предельно допустимая суммарная годовая доза, идущая от всех источников, должна включать в себя все эпизоды техногенного воздействия радиации на человека. Сюда входят все типы медицинских обследований и процедур.
Среди населения людей с активной жизненной позицией у нас осталось очень мало, их можно сосчитать по пальцам, особенно в таких небольших городах, как Азнакаево. Один из таких немногих – инженер-технолог нефтехимической промышленности, ветеран труда Р.М. Шакиров поставил в известность многих местных чиновников об опасной ситуации с экологией в районе. Тревожными вестями общественный активист поделился с начальником Приикского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов РТ, заслуженным экологом Татарстана Халилом Мустакимовым; заместителем начальника территориального отдела управления Роспотребнадзора в Азнакаевском районе Ильдаром Дружковым и др. Но пенсионеру хладнокровно заявили: не имеют полномочий вмешиваться в дела, связанные с радиацией, как будто излучение обойдет их стороной из-за их чиновничьего статуса! По их мнению, такие вопросы рассматриваются «в вышестоящих инстанциях». И люди продолжают умирать от онкологии! Не только пенсионеры, часто и люди работоспособного возраста.
Не пора ли заняться свалкой с опасными отходами вплотную? Беда уже на пороге. Но чиновники продолжают смотреть на вопиющую ситуацию сквозь пальцы.