ОЧИЩЕНИЕ ИЛИ ДЕКОРАЦИЯ?

Перемены эти назрели давно, да и ситуация в стране и мире не вчера усугубилась. Чего ждали? Оказывается, формального повода, столь любимого чиновниками. «Все новые назначения связаны с прекращением трудовых отношений и истечением трудовых договоров с прежним руководством учреждений», – объясняют в Департаменте культуры столицы. А почему надо только истечением срока все объяснять, а не антигосударственной и аморальной позицией худруков на дотации?

Показательна последняя гастроль «Гоголь-центра», артисты которого дали свое прощальное представление под названием «Я не участвую в войне». Финальный аккорд жизни скандального театра прозвучал под спектакль на стихи поэта-фронтовика Юрия Левитанского, чьему 100-летию со дня рождения был формально посвящен перформанс.

Вот так и живем мы и пишем бессмертные строфы –

вблизи от Парнаса, а также вблизи от Голгофы.

И дуем коньяк под лимоны и черное кофе –

вблизи от Парнаса и все-таки ближе – к Голгофе…

 

Так пытались найти параллели с происходящим устроители «отходной». Но летом 1941 года Юрий Левитанский ушел добровольцем на фронт, едва успев сдать последний экзамен за второй курс Института философии, литературы и истории. Осенью немцы приблизились вплотную к Москве. Часть, где служил Левитанский, была расквартирована в Литературном институте на Тверском бульваре, в фойе соседнего кинотеатра и в школе на Большой Бронной. В начале девяностых, уже руководя семинаром в Литинституте, Юрий Давидович показывал друзьям, где в здании находились оружейная и ленинская комнаты, где столовая, а где размещалась его солдатская койка. Они должны были держать оборону Москвы… уже в Москве, защищая участок от Белорусского вокзала до Пушкинской площади. Вместе с поэтом Семеном Гудзенко и другими бойцами ребята патрулировали улицы, готовясь не пропустить врага через Садовое кольцо. И там было не до позднего философствования – они были безоглядно верны присяге. Не надо переносить опыт много пережившего поэта-фронтовика на метания сегодняшних избалованных театральных юнцов и матерых либеральных театралов (режиссер спектакля Алексей Агранович)!  Молодые артисты «Гоголь-центра» не скрывали, что к идее читать стихи Левитанского сначала отнеслись с недоверием и даже с протестом. Было сопротивление. «Квадратные люди будут всегда, черный человек приходил в Моцарту, так же он придет к рэперу Хаски или навещает Oxxxymironа. Маугли всегда будут выходить из джунглей. А кто-то будет оставаться там всегда. Ну а наше неучастие в войне – оно очевидно. Всегда, во все времена», – путанно пояснил актер Никита Кукушкин.

На сайте театра пока красуется черная пустая афиша – эпоха чрезмерных театральных экспериментов в театре Гоголя подошла к логическому завершению. Как черный квадрат Малевича, она знаменует некое художественное обнуление, запредельную пустоту. Стало известно, что художественным руководителем «Гоголь-центра» стал Антон Яковлев. «Антон Яковлев – сын знаменитого актера Юрия Яковлева, полюбившегося зрителям по ролям в таких фильмах, как «Ирония судьбы, или С легким паром!» и «Иван Васильевич меняет профессию», – так все это преподносят в пресс-службе ведомства. На этом посту он сменил Аграновича, который руководил театром всего-то с февраля 2021 года. До этого театр, напомним, возглавлял одиозный Кирилл Серебренников. А причем тут роли отца и его сынок? Что, успех и народная любовь механически переносятся на отпрыска Антона? Скорее, в реальной жизни происходит наоборот. «Понятно, что смена руководства сразу трех театров Москвы – определенное послание. И не то чтобы завуалированное – это прямо-таки лобовое заявление», – ликует канал «Царь-град». А чего тут лобового? – наоборот, завуалированное послание, дающее надежу: мол, глядишь, и другой срок контракта придет в вернувшихся обстоятельствах. Как происходит в мире загубленного кино.

Известный продюсер и режиссер, друг и соратник Федора Бондарчука Роднянский еще 8 апреля написал пост: «С самого первого дня войны многие россияне повторяли как мантру самые ненавидимые мною слова: «Не все так однозначно». Мол, есть не всем известные «некие особые обстоятельства». Или многозначительное – «украинцы тоже молодцы». Далеко не всегда так говорили только «ольгинские тролли», многие были искренни. Так вот хочу максимально жестко заявить: все абсолютно однозначно! В новейшей истории не было еще примеров ситуаций, в которых правые и виноватые были столь четко обозначены. Есть агрессор. Есть жертва агрессии. И есть лживые предлоги агрессии. Это беспрерывная и бесконечная ложь агрессора. Все государственные или контролируемые государством СМИ лгут. Открыто, цинично, подло».

По-моему, все предельно ясно!  Еще в марте Сергей Шойгу направил письмо министру культуры Ольге Любимовой. Министр обороны попросил рассмотреть вопрос об исключении из культурной повестки отъявленного ненавистника России, кинодеятеля Александра Роднянского. Тот тоже покинул кормящую его Россию, но недалече уехал – обгадил-оплевал все вокруг да свалил на Украину. Оттуда продолжил взывать к «отмене» русской культуры и распространять клевету в адрес наших военных. И что же? Проходит два с половиной месяца, и Минкульт возвращает на сайт Фонда кино страницу с экспертным советом. И мы видим, ЧТО происходит у нас на культурном фронте. Точнее, на этом фронте прямо по Ремарку: «На Западном фронте без перемен». Мультимиллионер от кино из «приличной киевской семьи», наживший львиную долю своих капиталов в России, разнагишался, как говорил Достоевский, с началом спецоперации России, оплевал все вокруг и свалил на «ридну неньку». Минкульт России странно откликнулся на письмо Шойгу: он вернул на сайт «Фонда кино» страницу с экспертным советом, одним из экспертов мы видим… господина Роднянского. Оказывается, – об этом тоже пишут в соцсетях – вернуться в нашу культурную повестку Роднянскому помогает… вездесущий Роман Абрамович,

И Данила Козловский, и Клим Шипенко – записные осуждальщики спецоперации – тоже сидят в этом самом экспертном совете. Звезда «Легенды №17» и «Викинга» Козловский дал развернутый ответ о том, что думает о спецоперации, чтобы люди не восприняли как хайп. На его взгляд, началась катастрофа во всех смыслах. Козловский сказал, что любит Россию, но, по его мнению, истинный патриотизм заключается в решительности говорить правду, и озвучил ее. Так, в его видении, наблюдается точка невозврата, которая проходит на танках в буквальном смысле этого слова. Он добавил, что молчал, когда ситуация зарождалась, потому что не осознавал, что происходит. Актеру стыдно, ведь никто ее не предотвратил мирным способом, и она восемь лет продолжала свое существование. Ну и что теперь? Какие решения он будет принимать при отборе фильмов-заявок? Перед этим резко выступил против принятия Указа о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Тогда вслед за руководителями театров выступили отечественные кинематографисты. Об этом сообщило издание «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу кинокомпании Art Pictures Studio, совладельцем которой является режиссер и продюсер Федор Бондарчук – партнер Роднянского. Более тридцати ведущих российских продюсеров, режиссеров и сценаристов подписали направленное министру культуры Ольге Любимовой письмо, в котором выразили «крайнюю обеспокоенность» перспективой принятия законопроекта. Главные подписанты – тоже в упомянутом экспертном совете. И что, мы надеемся на появление патриотического и высоко нравственного кинематографа?

Надо бы президенту, его администрации и Минкульту почаще вспоминать  высказывание греческого поэта Архилоха: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Если вы подготовились вот так: набили ведомства, советы и жюри откровенными противниками проводимой политики, готовите в Литинституте литераторов и сценаристов-пацифистов, а на главном журфаке в МГУ русофобов и антигосударственников – чего можно ожидать в критической ситуации? Риторический вопрос.

Очищением это трудно назвать – скорее, подновлением декораций!

Другие материалы номера