Было отмечено:
— разрушена на 60% транспортная и сельскохозяйственная инфраструктура, ущерб – более 10 млрд рублей;
— в затопленных районах 3-х регионов (Хабаровский и Приморский края и Амурская область) урожай сельхозкультур погиб, ущерб – более 5 млрд рублей;
— десятки тысяч людей оказались лишенными хоть какого-нибудь жилья, чтобы всех до морозов обеспечить кровом над головой, необходимо почти 1 трлн рублей;
— если людей не обеспечить всем необходимым (жильем, школами, детсадами, едой, одеждой и другими предметами, достаточными для жизни), будет гуманитарная катастрофа.
По скромным подсчетам, на все это необходимо более 2 трлн рублей.
Президент сказал, что Центр поможет, так сказать, залатать дыры; обратил внимание губернаторов на их личную ответственность за ликвидацию последствий наводнений и их предупреждение, но не сказал, как подобное предотвратить в следующем году.
Чтобы понятно было, о чем это я, даю пояснение, так как это проблема не только ДФО, а всей России. Поскольку эта ситуация сложилась давно и совершенно не оценивается, нужно в этом деле разобраться более подробно.
Основной причиной сильных наводнений в ряде регионов РФ за последние 20 лет является катастрофическое обмеление рек в России, особенно судоходных. К настоящему времени (1 сентября 2019 г.) внутренние водные пути (ВВП) имеют глубину судоходного хода от 1,5–3,5 метра при норме 4 метра. Реки обмелели на 2–4 метра, а где-то и до 6 метров (Амур). Причина обмеления – отсутствие уже более 25 лет хоть какого-нибудь дноуглубления не только по рекам единой глубоководной системы (ЕГС), но и впадающим в них рекам.
В советское время в стране было более 300 специализированных дноуглубительных отрядов (ДУО), которые строго по плану, с периодичностью от 5 до 7 лет (в зависимости от региона), производили очистку русла рек и дноуглубление. За весь период советской власти катастрофических разливов рек не было, а сейчас они каждый год, то в одном регионе, то в другом, и это не из-за сильных дождей (бывали и намного сильнее), а только по причине того, что воде с ручьев и малых рек просто некуда стекать. Поток упирается в переполненную главную реку и начинает затапливать все вокруг. И это повторяется из года в год. Правительство РФ, возбужденное экологами, гидрологами и другими специалистами в этом деле, наконец-то 29 февраля 2016 г. приняло «Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации до 2030 г.», так как:
— с 1989 по 2015 год объем перевозок грузов по всем ВВП России упал с 580 млн тонн в год до 113 млн тонн;
— объем перевозок пассажиров по ВВП за этот же период снизился в 8 раз, с 103 млн до 12,7 млн человек.
Кроме того, потенциал ВВП отличается высокой экологичностью, в том числе энергоэффективностью, низким уровнем себестоимости перевозок, аварийности и удельных расходов бюджета на содержание инфраструктуры.
Однако, так как никакого плана по этой «Стратегии…» разработано не было, ситуация не только не меняется, но и еще более усугубляется, до такой степени, что председатель правительства РФ Д. Медведев 30 августа 2019 года собрал в Астрахани совещание по этой проблеме. Опять же все совещание свелось к ситуации в волжском бассейне, так как в 2018 году была принята «Программа по оздоровлению водных путей по р. Волге». Д. Медведев раскритиковал бездеятельность в этом вопросе, как всегда, никого за это не отстранил от должности, и дал приказание до 2024 года очистить русло р. Волги и обеспечить глубину судового хода не менее 4 метров. И, как всегда, не сказал, как это сделать и кто все это будет координировать, так как по течению Волги несколько регионов России, и он поручил губернаторам заниматься этим делом, а без какого-нибудь плана опять все уйдет в песок.
Думаю, что так все и будет, потому что:
— во-первых, что каждый губернатор будет создавать специализированные ДУО, чтобы очистить и углубить Волгу в своем регионе, а это: дноуглубительные суда, судоподъемные суда, различные плавкраны, различные баржи, водонасосные суда и т.д. и т.п., а это очень большие расходы;
— во-вторых, они что, начнут все это делать все и все сразу, так как срок-то всего 4 года, и кто будет контролировать весь сток по всей реке?
— в-третьих, все вышеперечисленные суда и плавсредства где-то нужно строить, так как в России СДУС не более 10 и они в основном работают в портах и на аварийных участках;
— в-четвертых, если говорить о всей ЕГС (от Белого моря до Каспия и Черного моря) с глубиной судоходного хода не менее 4 метров, то это очень большие деньги, более 1 трлн рублей, и этих денег на эту программу в бюджете якобы нет;
— в-пятых, кто все это будет делать:
– государственные структуры (которых нет)?
– государственно-частное партнерство?
– частные компании?
А мы ведь говорим обо всей системе ВВП России, вот по Волге есть какое-то шевеление. А по остальным рекам?
Видите, сколько вопросов.
Я приведу один очень показательный пример, как нужно бороться с наводнениями.
Есть такая река Сунгари, она в основном протекает через китайскую провинцию Хэйлунцзян и впадает в р. Амур. Так вот, она периодически, во время весенних паводков и после обильных дождей, выходила из берегов и затапливала прибрежные территории, в том числе и столицу провинции г. Харбин. В 1998 году Сунгари так разбушевалась, что Харбин был полностью затоплен, уровень реки превышал критическую отметку на 7 метров. После всего этого правительство провинции, изучив обстановку, сделав серьезные выводы, разработало план борьбы с наводнениями и утвердило его в правительстве и в Госсовете КНР. По этому плану они:
— создали специализированные ДУО (более 10);
— обеспечили их техникой и специалистами; и по мере готовности начали рыть каналы от р. Сунгари вглубь засушливой степи до 10 км и, в конце, с большими водоемами.
С началом паводка и подходом большой воды открывались затворы, и вода по каналам наполняла водоемы, и так по всему течению реки.
В результате:
— с 1998 года наводнений по течению р. Сунгари в Китае нет, а наш Амур каждый год все топит;
— в обводненных районах засушливой степи начали выращивать различные с/х культуры, в том числе и рис;
— в провинции появились новые промышленные и сельскохозяйственные предприятия и десятки высокооплачиваемых рабочих мест;
— провинция полностью стала себя обеспечивать сельхозпродуктами и поставлять их в другие регионы Китая;
— провинция по уровню ВВП вошла в десятку;
— бедность (черта бедности в КНР – 6 тыс. юаней, т.е. 60 тыс. рублей в месяц) в провинции искоренена.
Вот такой сингулярный эффект от системного планового решения проблемы предотвращения наводнений.
Изучать опыт провинции каждый год приезжают делегации из России: изучают, отдыхают, приезжают домой и всё забывают, так как плана-то нет!
Вот такой показательный пример. Что нам мешает так же бороться с наводнениями?
Ответ – это уже другой вопрос.
А пока подведем некоторые итоги.
во-первых, системной работы по предотвращению наводнений во всех регионах не ведется;
во-вторых, руководители регионов не имеют ресурсов для борьбы с этими напастями;
в-третьих, чтобы все поставить с ног на голову, нужно составить не программу, а план работы всех органов СГУ (Системы госуправления) на многие годы;
в-четвертых, под этот план загрузить все производственные мощности всего государства, включая и частные, но это возможно только тогда, когда частник увидит государственные вложения в это дело;
в-пятых, по расчетам специалистов в этой сфере, на первом этапе (осень, зима, весна 2019–2020 гг.) нужно срочно для очистки русел главных рек (Волга, Амур, Лена, Обь и т.д.) и дноуглубления затратить до 2 трлн рублей (закупка за границей дноуглубительных судов, барж, плавкранов и др. специальной техники, так как своих у нас сейчас в таком количестве нет и не строят).
Такие закупки сейчас может осуществить только одна компания в России – АО «Внешнеэкономическое объединение «Судоимпорт», которая в течение десятков лет занималась этими делами и имеет громадный опыт по закупкам такой продукции в разных странах мира;
в-шестых, срочно разместить на наших верфях и заводах заказы на производство всего необходимого для ликвидации этого катастрофического состояния на всех реках России, а это не менее 1 трлн рублей ежегодно.
Учитывая то, что в государстве полностью утрачена культура разработки и реализации крупных инфраструктурных проектов, а борьба с наводнениями в России это и есть такой проект, нужно это дело поручить тому (тем), кто имеет опыт в этом деле, так как такой план потребует громадных средств, и нужно предусмотреть меры по предупреждению воровства и коррупции в этой программе.
Поскольку ежегодно наводнения наносят сингулированный ущерб нашему хозяйству не менее 1 трлн рублей, то планируемые затраты на такой проект вполне оправданны, тем более с профицитным бюджетом.
И последнее. Если этого сейчас не сделать, то уже в следующем году ситуация будет еще хуже, так как глобальное потепление не дает нам никаких надежд на светлое будущее, а это вполне возможно, так как в казне на 1.09.19 есть аж целых 12 трлн свободных рублей, не востребованных другими ведомствами.
И поэтому никаких отговорок по этой проблеме не может быть!