На акцию протеста в Томске сотрудники ТНЦ СО РАН вышли во время своего обеда. В акции приняли участие около 100 человек. Главные требования – повысить зарплату и увеличить финансирование научных проектов. Профсоюзы Сибирского отделения РАН провели пикеты за повышение зарплат ученых и увеличение финансирования фундаментальных исследований в Новосибирске.
Они раскритиковали указы президента о повышении зарплат, которые не могут быть исполнены. Акцию организовали профсоюзы институтов СО РАН и райком КПРФ. На плакатах написано: «Требуем устранить региональную дискриминацию в оплате ученых», «Нельзя поменять Указ – присоедините Новосибирск к Москве», «Требуем равную оплату за равный труд для всех ученых России!», «Зачем такие указы, если на их выполнение нет финансирования?», «Требуем довести в следующем году расходы на фундаментальные исследования до 0,31% ВВП!». Ключевым здесь является то, что такие акции проходят от Владивостока, далее – Новосибирск, Томск, Улан-Удэ, а дальше Казань, Нижний Новгород, Кущино.
«Дело в том, что глобально с наукой мало что изменяется. Мы страдаем не только из-за отсутствия зарплаты, но и из-за отсутствия денег на материальную базу. У нас есть очень серьезная группа теоретиков, которые работают с уравнениями. Но уравнениям нужны опорные точки из экспериментов. Мы, не обладая серьезной современной базой, эти точки не даем. Они вынуждены сотрудничать с заграницей, разрабатывать теории под их комплексы. Но мы должны иметь это у себя, иметь какие-то образцы, которые показываем нашим заказчикам. Радиотехнические системы, Ростехнологии… В этой части мы взаимодействуем с ними, но уже лет 15 назад государство приняло решение, что финансировать поисковые работы будет только через секцию оборонных проблем при РАН. А все остальное финансировать по линии ОКР – опытно-конструкторских работ. На всю страну этого мало, конечно. К сожалению, сейчас мы уже не можем показать макет, поэтому внутренний, отечественный потребитель начинает от нас отворачиваться. Куда он пойдет? Да никуда. Будет стоять на месте, выпускать технику только для внутреннего рынка», – говорит главный научный сотрудник Института оптики атмосферы им. В.Е. Зуева СО РАН, доктор физико-математических наук Геннадий Матвиенко.
«Объявили на всю страну: какая радость, аспирантам повысили стипендию на 90 рублей! Вы понимаете, что это такое? Что можно купить молодому человеку на 90 рублей? – возмущается доктор наук, старший научный сотрудник Института оптики и атмосферы Ольга Сулакшина. – Я считаю, что правительство нас обманывает».
«Моя зарплата порядка 30 тысяч в месяц. Но самое главное то, что материальную базу тоже нужно поддерживать. Мы – экспериментаторы. Одна установка мирового уровня – миллиарды рублей, а где ее взять? Нам никто таких денег не выделяет в принципе! Каким-то образом хотят объединить, создать центры коллективного пользования, но если этот центр коллективного пользования будет за Уралом, нам это будет все равно», – говорит главный научный сотрудник, доктор наук Института физики прочности и материаловедения Владимир Данилов.
«Вообще, оклад научного сотрудника со степенью кандидат наук – 22 тысячи рублей. Раньше было 19 800. Но прироста в два раза мы не почувствовали. Прирост формируется за счет грантов, проектов у тех, у кого они есть. Но и там сложно сказать. Зарплата может сильно варьироваться в течение года», – говорит научный сотрудник Института оптики и атмосферы Сергей (фамилию просил не называть).
Национальный проект «Наука» разработан в соответствии с майским указом президента России. Срок его реализации – с октября 2018 года по 2024 год (включительно). Согласно целям нацпроекта, Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития.