19 человек погибли, 21 получил травмы разной степени тяжести в результате падения с моста междугороднего автобуса. Среди погибших – двое маленьких детей, годовалый и двухлетний.
Сейчас врачи борются за жизни шестерых самых тяжелых пациентов, их для лечения доставили в Читу. Удалось сохранить ребенка пациентки на 7 месяце беременности. «Врачи сказали, что все хорошо с ребенком. У жены что-то с позвоночником, ходить будет», – пояснил журналистам ее супруг Александр Чернявский. Он тоже находился в разбившемся автобусе и после аварии, несмотря на полученные травмы, помогал пассажирам выбраться из салона.
Состояние 12-летней девочки, раненной в ДТП, также стабилизировалось. «Девочка поступила в тяжелом состоянии, сейчас ее состояние оценивается как удовлетворительное. Ее и еще троих взрослых готовим сегодня к переводу из реанимации в отделение травматологии», – сообщил и.о. главного врача Сретенской центральной районной больницы Анатолий Убинин. Транспортировка пациентов в Читу, по его словам, не требуется.
В Шилкинской центральной районной больнице на утро 2 декабря остаются семь пострадавших. Как сообщил главврач Сергей Бянкин, двое из них прооперированы, один подключен к аппарату искусственной вентиляции легких.
Трагедия произошла 1 декабря утром на 60-м километре трассы Моготуй–Сретенск–Олочи. Рейсовый автобус с 43 пассажирами следовал по маршруту Сретенск–Чита. Из-за лопнувшего колеса автобус сорвался с проезжей части и упал на лед в реку Куэнгу. 43-летний водитель погиб.
«Я сидел дома, мне позвонили. Я как узнал, что автобус в речку упал, побежал за машиной в гараж, взял жену и поехали туда. Приехали и увидели этот ужас: автобус лежал на крыше на льду. Народ побежал, начали помогать, выпиливать. Наши железнодорожники приехали, привезли инструмент, – рассказал агентству Ruptly местный житель Петр Никифоров. – МЧС, пожарные, скорая уже были на месте. Ребенок там был, годик, и девочка лет пяти на вид. Мама осталась жива, дети погибли. Я помог, вот одного мужчину погрузили, он был еще живой, дай бог, может, выживет. Женщину еще вытащили, но она уже была мертва».
Помогали спасать людей и местные жители, и водители проезжавших автомобилей.
Но что делать, чтобы не гибли люди, не становились инвалидами в бесконечно длящейся «дорожной войне»? Этот вопрос, по сути, остается безответным, хотя формально чиновники постоянно принимают разного рода меры «для безопасности дорожного движения». В результате одной из таких мер – принудительного освидетельствования всех сдающих на права у нарколога – недавно по всей стране выстроились многокилометровые очереди. На справках кто-то может хорошо заработать. А вот дороги и общественный транспорт безопаснее не становятся.
В связи с ДТП в Забайкалье возбуждено уголовное дело по статьям УК РФ «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц» и «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек».
Госавтодорнадзор за последние 3 года провел 17 проверок в отношении перевозчика, осуществлявшего рейс, индивидуального предпринимателя Сергея Пнёва. По восьми из них были найдены нарушения: в частности, он игнорировал инструктаж с водителями при приеме на работу, внутреннее оформление транспортных средств не соответствовало правилам пассажирских перевозок, а контроль технического состояния транспорта проводили непрофессионалы. Кроме того, Госавтодорнадзор просил не допускать к управлению транспортом больных и утомленных водителей (очевидно, у таких просьб были причины). Были претензии к техническому состоянию автобусов.
Впрочем, сам Пнёв утверждает, что не виноват, так как автобус не его: «Мы организовываем перевозки по данному направлению, но перевернулся не наш автобус, а заказной. Все лицензии были, страховка была, водитель опытный, машина проходила все процедуры по техрегламенту: технический, медицинский, регулярный технический государственный осмотры».
Власти Забайкалья направят около 25 млн рублей из резервного фонда правительства региона для выплаты компенсаций семьям погибших и пострадавшим в ДТП с автобусом. В крае проверят весь транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки, сообщил в понедельник журналистам губернатор региона Александр Осипов.
Но как показывает практика, в том числе и нынешняя трагедия, эффективность таких проверок близка к нулю. Очевидно, потому, что все они формальны, для галочки. А государство (в том числе Министерство транспорта) вспоминает об общественных перевозках только в свете больших трагедий или инициатив очередных поборов.