Как расценивать действия думца от «Единой России» многоопытного законодателя, не так давно называвшего себя аграрником, Геннадия Кулика, предложившего всех сельских растениеводов и животноводов «обложить» патентами – новым видом налога? Будет ли жизнь на селе богаче и краше от бесконечных налогов?
Кулика такие вопросы не занимают. Его законопроект «О внесении изменений в статьи 34643 и 34645 части второй Налогового кодекса РФ», который «Единая Россия» отнесла к приоритетным, вообще не о процветании села. Кулик давно не берет во внимание то, как живется людям на земле. Его занимают монетарные проблемы. И законопроект его о том, чтобы «широко применять патентную систему налогообложения», чтобы ни один «сельхозпроизводитель не ушел в тень», т.е., не избежал очередного побора», чтобы с помощью патентного налога «легко контролировать это всё… с учетом особенностей каждого сельхозтруженика… размера его земли, …качества почвы, специализации».
Словом, подсчету подлежит всё, до стебелька, до животинки… Захочет растениевод или животновод, будь то фермер или дачник, продать выращенный им продукт, скажем, фрукты-ягоды, укроп-петрушку или кусок парного мяска от только что освежеванного кабанчика – тут с него и потребуют патент. Как только вступит в силу закон Кулика, так без патента крестьянину ничего нельзя будет продать. А что такое патент? Это предоплата за будущий доход от продажи полученного на частном подворье продукта. Налог – наперед, а потом, как знаешь.
Патент может быть годовой, месячный, полугодовой. Чем дольше период его действия, тем он дороже. Если крестьянин захочет продать растительную и животноводческую продукцию, то покупать ему придется два патента и стать дважды налогооблагаемым тружеником. Продажа плодов крестьянского труда без патента будет квалифицироваться как незаконное предпринимательство, за которое закон Кулика предусматривает уголовное наказание в виде лишения свободы до пяти лет. Видимо, такой подход к труду селян и сделает их жизнь «краше и интереснее»? Это, наверное, и есть обещанная в праздник «забота» о кормильцах наших.
Невольно возникает такая картина. Решила пожилая поселянка продать несколько пучков петрушки с редиской, а тут полисмен с вопросом: патент предъявите. Бабушка – в недоумении… И продать ничего не успела. Да если б и продала, то на патент не заработала бы… А страж порядка требует патент, потому как по реестру Кулика бабушка с петрушкой проходит как обладатель «подсобного хозяйства» и как «индивидуальный предприниматель», т.е. ИП.
В Госдуме законопроект бывшего аграрника вызвал большие споры. Коммунисты и справроссы возмутились тем, что партия власти решила задушить налогами село, которое еще кое-как выживает за счет личных подсобных хозяйств (ЛПХ), теперь и к ним подбираются… «чтобы и личное подсобное хозяйство поставить в строй и заставить платить за патент».
Кулик отнекивался, мол, ЛПХ не подпадают под патент. Для пущей убедительности даже припомнил сталинский сельский устав, как тогда справедливо было, и он, Кулик, также хочет… Его оправдывали единопартийцы, что патент – это всего лишь удобная форма единого налога для крестьян, он «заменит НДФЛ, налог на имущество и НДС, и даже не нужно будет сдавать декларацию», «никто не будет никого заставлять», «ЛПХ загонять туда не будут».
Однако голословные отговорки не убедили оппонентов Кулика в том, что ЛПХ минует патентная доля. В тексте законопроекта нет ни слова о разграничении хозяйств на фермерские, предпринимательские и прочие категории. Если бы хотели обойти патентным налогом ЛПХ, то сразу бы написали, что патент касается хозяйств с годовым оборотом не менее 10 млн рублей. Но таких уточнений в законопроекте нет, следовательно, как подсказывает депутатам многолетний опыт, – заметут всех под патентную гребенку.
Кулик обещал ко второму чтению определить порядок… Но ему не только депутаты не поверили. Народ уже понял, куда клонит лукавый единоросс-законотворец. В сельской местности, где обсуждалась инициатива Кулика, его проект назван как «введение налога на каждую посадку, каждую единицу живности на подворье».
«Фракция КПРФ – против такого закона, – заявил коммунист Николай Арефьев. – У нас скоро не будет ни дачных хозяйств, ни личных подсобных хозяйств. С 1 января вводится в действие закон о садоводстве и огородничестве, по которому все садоводческие товарищества обязаны будут зарегистрировать всё свое имущество и будут платить налог на землю с кадастровой стоимости, налог на недвижимость с кадастровой стоимости. Регистрация обойдется в среднем по стране в 70 тыс. рублей, 30 тыс. рублей составят ежегодные платежи. Дачный участок в 6 соток не дает такого дохода. Но тут прибавится еще и покупка патента. Если человек выращивает на своем приусадебном участке какие-то овощи, значит, он занимается растениеводством, если у него есть коза, то он занимается животноводством. За всё заставят людей платить. А у нас личные подсобные хозяйства дают 45 процентов животноводческой продукции, 70 процентов картофеля, 80 процентов других овощей. Если мы примем драконовские законы и обложим непомерным налогом эти хозяйства, мы лишимся своей продукции и вынуждены будем покупать всё за границей, потому что крупные сельхозпредприятия это уже не выращивают. Нельзя за такой закон голосовать».
Однако единороссы проголосовали за принятие законопроекта Кулика в первом чтении: за – 315 депутатов, все от «ЕдРа». Против – 37 (фракция КПРФ), не голосовали 96 – справроссы и жириновцы.
Для чего ж Кулик с «ЕдРом» губят на корню сельское подворье, отнимая последние копейки у садоводов, огородников, скотоводов? Кулик, оправдывая свой проект, ссылался на то, что регионы его поддержали. И это можно понять. У регионов накопилось бюджетных долгов свыше 2 трлн рублей. Покрывать их нечем, промышленность в основном стоит, федеральный центр забирает самые собираемые налоги. А тут Кулик предлагает продавать патенты, а полученные средства зачислять в местные бюджеты. Молодец, Кулик, подмог правительству хотя бы отчасти решить проблему с закредитованными субъектами РФ. Отлично справился Кулик с ролью «кушать подано», которая отведена «Единой России» в путинской политической системе. И главное, что всё пишется, голосуется и вершится в русле рыночно-монетарного подхода: у тружеников отобрать, чтобы бюджеты пополнить, взамен наобещать про «жизнь краше и богаче», капиталы олигархов оставить в целости и сохранности и много рассказывать про «привлекательный сельский бизнес».
Коммунисты не исключают, что, не выдержав налогового прессинга, люди могут покидать ЛПХ, свои загородные сотки и постройки, и на нашем внутреннем рынке не станет их экологически здоровой продукции. Ну и что? Для Кулика и правительства это вовсе не беда, западные «партнеры» тут же навезут своих подхимиченных фруктов и овощей, залежалого мяса и колбас, да еще и цены взвинтят в отсутствие конкурентов.
А освободившиеся земли тут же загребут под себя капиталисты. И патентов на то у них никто не потребует, они отделаются 13-процентным налогом и будут дальше обогащаться, выкачивая из страны все жизненные силы. Тем и ценен закон Кулика для власти.