Решением Синода РПЦ разорвала евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Евхаристическое общение – каноническое единство церквей, возможность для их последователей беспрепятственно участвовать в таинствах в другой церкви. После разрыва прекратятся совместные богослужения, прихожане РПЦ не смогут причащаться и совершать таинства в храмах Константинопольского патриархата, в том числе на Афоне.
Синод РПЦ посчитал грубейшим нарушением канонов намерения Константинополя предоставить автокефалию раскольнической Украинской православной церкви. Как заявлено, неправомерна и «отмена действия» соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, которая передала Киевскую митрополию в состав Московского патриархата. В православной церкви, в отличие от католической, нет единоначалия, константинопольский патриарх является «первым среди равных» и не имеет ни прав, ни полномочий вмешиваться в дела поместных православных церквей.
По церковным канонам, Вселенская православная церковь состоит из 15 поместных. Каждая из них имеет административную независимость и возглавляется собственным предстоятелем. Главой Вселенской церкви, как следует из тех же церковных канонов, является Господь Иисус Христос.
Разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом – событие не беспрецедентное. Евхаристическое общение между этими церквями прерывалось, например, в 1996 году, когда константинопольский патриарх Варфоломей принял Эстонскую апостольскую православную церковь под свою каноническую юрисдикцию.
В Эстонии в настоящее время существуют две православные церкви. Эстонская православная церковь Московского патриархата объединяет более 100 тысяч верующих, главным образом русских. Эстонская апостольская православная церковь, которая в нарушение канонов также была признана Константинополем, объединяет около 7 тысяч верующих – в подавляющем большинстве эстонцев.
Два десятилетия назад конфликт не вызвал столь широкого резонанса, особенно за пределами церковного мира. Очевидно, из-за малочисленности населения Эстонии. Однако Государственная дума РФ в 1996 и 2001 годах принимала постановления о нарушении прав православных верующих в Эстонии в связи с отказом эстонскими светскими властями церкви Московского патриархата в регистрации. Конфликт с Константинополем был улажен в 2001 году, когда регистрация была получена.
На примере Эстонии видно, что конфликт выходит за рамки религиозного и церковного. Раскол провоцировали, используя Константинопольскую патриархию как механизм, в политических целях. А цели эти – через притеснение русского населения еще недавно одной страны ослабить положение России как государства.
За два десятилетия ситуация лишь усугубилась. Украина с десятками миллионов православных – это не маленькая Эстония. В условиях, когда у власти в этой стране находятся фактически неонацисты, осуществление на практике девиза «Один народ, один язык, одна вера (церковь)» может привести к трагическим последствиям. Помимо декоммунизации, киевский режим активно осуществляет и деправославизацию. Иными словами, под ударом оказались ценности буквально всех, в том числе идеологически различных, слоев общества, для которых историческое единство русского и украинского народов непреложны.
Если процесс массового насильственного отъема церковной собственности на Украине начнется, и организаторами, и исполнителями этих акций наверняка станут главным образом не православные (пусть и раскольнической филаретовской церкви). Огромный опыт такого рода деяний уже накоплен западенцами грекокатоликами, чья униатская церковь находится в подчинении папы римского.
Неудивительно, что исполнителем миссии стал именно Константинопольский патриархат. Влияние Константинопольской церкви в чисто религиозном смысле невелико. Хотя бы из-за ограниченности паствы – 5 млн 250 тыс. (для сравнения – в Сербской православной церкви 12 млн, в РПЦ, по разным оценкам, называются цифры в 100–120 млн). Причем более половины составляют жители Северной Америки, так как это каноническая территория Константинопольского патриархата. При этом даже в самой Турции, где число православных мизерно, действует (правда, непризнанная) Турецкая православная церковь. К слову, эта церковь подала в суд на Константинопольский патриархат и патриарха Варфоломея. «В иске указано, что это дело политическое и далекое от религии. У Варфоломея нет полномочий отправлять своих экзархов на Украину и давать автокефалию ее церкви. Статус Константинопольского патриарха, согласно Лозаннскому мирному договору 1923 года, ограничивается отправлением богослужений для проживающих в Турции греков», – заявил секретарь патриархата Турецкой православной церкви Севги Эренерол.
Таким образом, Варфоломей подставил православие еще под один удар. Ведь нынешняя Турция, где у государственной власти находятся «умеренные исламисты», наверняка использует раскол в своих целях. Собственно, это уже происходит. О тесных связях Варфоломея с США и Канадой (хотя бы потому, что там находится основная часть его паствы, оттуда идет и финансирование) известно давно. Но пока у Анкары и Вашингтона как близких партнеров по НАТО были дружеские отношения, обеспокоенности это не вызывало. Но как только турецко-американские отношения испортились, спецслужбы Турции заподозрили Варфоломея в связи с оппозиционным исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом и ЦРУ США.
Характерно, что патриарх Варфоломей назначил своими экзархами на Украине архиепископа Памфилийского Даниила, иерарха Украинской православной церкви в США, и епископа Эдмонтского Илариона, иерарха Украинской православной церкви в Канаде.
Удивительно ли, что Варфоломей руководствуется интересами США куда больше, чем заботится о судьбах православия? Недаром им не было сделано ни одного заявления в защиту православных верующих, гибнущих в ходе боевых действий в Донбассе. Ни слова не проронил он и в поддержку уничтожаемых христиан Сирии, где действует одна из древнейших Антиохийская православная церковь.
Синод РПЦ призвал поместные православные церкви совместно искать пути решения церковного кризиса на Украине. Пока из предстоятелей прямо на этот счет высказался лишь святейший патриарх сербский Ириней: «Сегодня наша Церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, Вселенского Патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви, – учинять нечто, на что он не имеет права, – признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию. Я верю, что все Церкви укажут, насколько это катастрофическое решение. Надеемся, Господь спасет нас от этого искушения».
Грузинская православная церковь рассмотрит аргументы РПЦ, после чего обнародует свою позицию. Об этом заявил секретарь католикоса-патриарха всея Грузии Илии Второго протоиерей Михаил (Ботковели). Он отметил, что ГПЦ «ожидала подобную реакцию Русской церкви». Напомним, что после «пятидневной войны» августа 2008 года и признания Россией Южной Осетии и Абхазии православные этих стран попросились под крыло РПЦ. Однако было принято решение не нарушать единства ГПЦ.
Болгарская православная церковь также ждет официальной информации о решении синода РПЦ, после чего будет готова заявить о своей позиции. Ранее на заседании синода Болгарской православной церкви принято решение передать вопрос о намерении константинопольского патриарха Варфоломея предоставить автокефалию Украине на рассмотрение специальной комиссии. Предложение митрополита Ловчанского Гавриила о созыве всеправославного собора было отклонено. Между тем на синод явился болгарский премьер Бойко Борисов (тот самый, который под давлением США прекратил строительство газопровода «Южный поток») и, по сути, заставил его членов, в том числе патриарха Неофита, голосовать против собора.
Есть сведения, что прибывший в Турцию госсекретарь США Помпео занимается не только вопросом убитого саудовского журналиста, но и «православным расколом». Через светские власти Болгарии, Греции, Грузии, Румынии, а также Сербии на поместные церкви оказывается давление. Грозят экономическими санкциями.
Глава Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с членами Священного синода Русской православной церкви отметил, что в его стране сделают все возможное для сохранения единства: «Сегодня многим хотелось бы нас разделить по частям. Мы знаем, что происходит с разделенными народами. Поэтому во имя нашего светлого будущего, единства нам надо быть не только крепкими – ухо востро держать, но и мудрыми».
Патриарх Кирилл высоко оценил итоги встречи с Лукашенко и уровень достигнутого взаимопонимания.
Глава украинского государства Петр Порошенко ожидаемо заявил, что разочарован голосованием синода РПЦ и украинских представителей, которые, по его словам, «выступили не за объединение народа». Порошенко считает, что решением синода РПЦ поставила себя на путь самоизоляции.
Кроме того, он хочет внести в парламент законопроект о передаче Андреевской церкви в Киеве в постоянное пользование константинопольскому патриарху. Как заявляется, это будет «символическим жестом единения с матерью-церковью».
Андреевская церковь – один из символов города. Она была сооружена по приказу российской императрицы Елизаветы Петровны. Сейчас это главная церковь неканонической украинской раскольнической церкви. Ее-то Порошенко и вознамерился, по сути, отобрать у раскольников-филаретовцев. Абсолютно явный посыл, кто в случае уничтожения УПЦ МП будет хозяином в украинском православии – вовсе не украинцы, а заезжие экзархи-американцы. Впрочем, то же самое происходит и в светской политике.
Да и российские власти в этом вопросе, далеко вышедшем за рамки церковного, действуют привычным образом. Мол, вопрос не в их юрисдикции. Вот только об этом почему-то постоянно забывают, когда вводят религиозные предметы в школьное образование, используют религию в целях антикоммунизма или устраивают судебные процессы «за оскорбление чувств верующих картинками в интернете». Когда же возникает необходимость защищать реальные права русских и наши исторические святыни – активности незаметно.
Владимир Путин пока не дал своей оценки происходящему. Лишь его пресс-секретарь Песков выразил «большую обеспокоенность» и надежды, что каким-то образом «разум восторжествует», а «интересы Русской православной церкви будут защищены».