Полонез Огинского

Мне сразу вспомнились печально-теплый советско-польский фильм «Зося» (ему сегодня полвека) и очаровательная исполнительница заглавной роли Пола Ракса с ее неподражаемой наивно-мудрой фразой: «А для чЕго?» (с польским ударением на «Е»). Действительно, а для чЕго после боя муштровать измученных солдат, для чЕго тратить фантастические деньги на военные нужды, для чЕго гордым полякам унижаться перед заокеанским дядей?

* * *
Наверное, у каждого из нас есть «свои», вызывающие особые чувства, музыкальные произведения. Для меня одно из них – полонез «Прощание с родиной», написанный в 1794 году князем Михаилом Огинским после подавления русскими войсками восстания Тадеуша Костюшко, участником которого он был, командуя батальоном егерей.
Но мои чувства определяются не только интересом к истории и тем, что это вообще один из лучших в мире полонезов. В 1952 году на конкурсе армейской самодеятельности за его исполнение (вслед за «Кантатой о Сталине» и фантазией на тему песни «Светит месяц») оркестр народных инструментов Сумского Краснознаменного артиллерийского училища им. М.В. Фрунзе, участником которого я был, получил благодарность командования Киевского военного округа. Я впервые тогда оказался в Киеве, впервые увидел командующего войсками округа генерала армии А.А. Гречко. Позднее мне приходилось неоднократно видеть будущего маршала министра обороны СССР – Андрей Антонович бывал в Сумах и на наших лагерных сборах под Чугуевом, следуя старой традиции оборонного ведомства России и Советского Союза – министр обязан уделять максимальное внимание подготовке офицеров в военных училищах!
Этот полонез особенно запомнился мне с сентября 1941 года, когда его пели польские дети в сопровождении дряхлой фисгармонии, привезенной ими из Белостока. Их пионерский лагерь в июне успел уйти от фашистов и оказался в нашем селе. Дети – поляки, белорусы, евреи, действительно, надолго попрощались тогда и с городом, и с речкой Бялой, и с родной Польшей.
А через 60 лет в нашей мэрии я рассказывал президенту Белостока Тадеушу Трусколаскому о нашем селе Каракулино, об этом лагере, о помидорах, которыми я снабжал со своего огорода тех, кто пел о прощании с родиной. Мы, конечно, вспомнили и что «Jeszcze Polska nie zgin??a // Kiedy my ?yjemy», «Mazurek D?browskiego», песню польских повстанцев, ставшую с 1927 года гимном республики. Вместе с «Интернационалом» и «Марсельезой» я отношу этот гимн к лучшим произведениям подобного рода. Доказательств, кажется, нет, но некоторые историки считают, что и эта музыка создана Огинским.
Пан Тадеуш приехал в Сибирь, чтобы познакомиться с Белостоком, селом, основанным польскими переселенцами в конце XIX века в ста верстах от Томска. Ныне оно, как и многие сибирские села и деревни, исчезает с лица земли. Мрачный символ упадка – пожар, унесший недавно отреставрированный в Белостоке костел св. Антония Падуанского. Правда, ныне там почти не осталось ни католиков, ни поляков. Однако Сельскохозяйственный производственный кооператив с центром в расположенном неподалеку селе Пудовка носит имя «Белосток». Неплохой, кстати, кооператив, с русским в основном коллективом, с моим другом армянином П.А. Яврумяном во главе, и с польским названием, напоминающим о нашей истории. Есть о чем задуматься!
В 1938 году томские чекисты нашли и ликвидировали в Белостоке и его окрестностях группу членов «Польской организации Войсковой», в которую входили почти все местные мужчины-поляки. В шестидесятые годы КГБ установил, что эта организация существовала лишь в воображении тех, кто ее ликвидировал. Естественно, трагедия сибирского польского села привлекла внимание «Мемориала», жителей польского Белостока, историков, в том числе польских, ранее мало интересовавшихся судьбой обрусевших соплеменников. С соответствующими штрихами и дополнениями она известна ныне в Польше, Прибалтике и других странах. И стоит вспомнить некоторые страницы прошлого.

* * * 
В 1569 году была создана Речь Посполитая, объединение Польши и Литвы. Не углубляясь в детали, подчеркну, что это было время Ливонской войны, время очень сложных отношений между государствами востока Европы, в том числе нашей страной, возглавляемой Иваном IV, государем не зря прозванным Грозным. Дальнейшие события привели к последовательным разделам Речи в 1772, 1793 и 1795 годах,  тут партию первой скрипки играла Екатерина II, едва ли уступавшая по твердости своему далекому предшественнику. Речь Посполитая потеряла суверенитет, историки знают виновников, нередко забывая сказать о слабости политической системы этого государства с выборностью короля, шляхетским правом вето, потрясающим гонором элиты  и ужасающим бесправием простых поляков и литовцев.
Мы плохо знаем и дальнейшую историю наших непростых отношений с Польшей и польским народом. Многие из нас мало знают о Смутном времени, о том, что А.В. Суворов стал фельдмаршалом за подавление восставшей Праги (пригороде Варшавы, там погибли тысячи мирных граждан), о корпусе Юзефа Понятовского, вторгшемся в Россию в составе армии Наполеона, о восстаниях поляков против царского режима под лозунгом «За нашу и вашу свободу!», о третьем походе Антанты и поражении РККА, о польских концентрационных лагерях, где погибло около ста тысяч наших воинов, о пятидесяти наших дивизиях, подготовленных в 1938 году для защиты Чехословакии и, может быть, для предотвращения мировой войны, но не пропущенных Польшей через свою территорию, о событиях сентября 1939 года, о Катыни, об армии Андерса, созданной в СССР, но отказавшейся идти на советско-германский фронт, о польских частях, служивших Гитлеру (более ста пятидесяти тысяч поляков оказались в советском плену), о польском антисемитизме, который был пострашнее немецкого, о создании Войска польского на территории СССР, о гибели поляков под Монте-Кассино, о Варшавском восстании, об участии польских войск во взятии Берлина, о многом другом, не исключая репрессий. Хорошо еще, что помним о шестистах тысячах «Сережек с Малой Бронной и Витек с Моховой», лежащих «в полях за Вислой сонной».

* * * 
Лишь в 1918 году народ Польши получил государственность. Формально – по Версальскому договору, фактически это было одним из итогов Октябрьской революции в России, руководимой В.И. Лениным. Но за 17 сентябрьских дней 1939 года армия республики была наголову разбита гитлеровцами, в ночь на 18-е правительство покинуло страну. К началу 1940/41 учебного года – я хорошо это помню – мы получили учебник географии, на картах в них вместо «Польша» появилась «Область государственных интересов Германии». 

* * * 
Надо бы знать, что части Речи Посполитой, доставшиеся в результате разделов Прусскому королевству и Австрийской империи, стали их новыми территориями. А российскую часть назвали Царством Польским. И в титуловании императора за словами «Император и Самодержец Всероссийский, Киевский» перед словом «Сибирский» стояло «Царь Польский»! И хотя тысячи поляков по воле царя шли на каторгу, Польша жила, и ее народ дал миру Адама Мицкевича, Элизу Ожешко, Болеслава Пруса, Генрика Сенкевича, Фридерика Шопена, Станислава Монюшко, Марию Склодовскую, сотни других выдающихся деятелей мировой культуры. 
Да и в России было немало заслуженных поляков и людей с польскими корнями. Один из «птенцов гнезда Петрова» дипломат Павел Ягужинский, дипломат и военный деятель князь Григорий Потемкин, декабрист Петр Каховский, герой Смоленска и Бородина генерал Николай Раевский, великий математик Николай Лобачевский, исследователь Азии Николай Пржевальский, лауреат Нобелевской премии писатель Иван Бунин, патриарх космонавтики Константин Циолковский, философ Николай Лосский, руководитель украинских коммунистов член Политбюро ВКП(б) Станислав Косиор, видный деятель коммунистической партии Феликс Дзержинский, крупнейший полководец, солдатский любимец Константин Рокоссовский, руководитель интернационального батальона в Испании генерал-полковник РККА и генерал брони Войска польского Кароль Сверчевский, убитый бандеровцами, тысячи менее знаменитых…
Отдельно напомню еще об одном русском украинце с польскими корнями, авторе бессмертной повести «Тарас Бульба» Николае Гоголе. Поляки и сегодня считают его своим врагом, а повесть – антипольской. Да, сюжет повести основан на трагических и жестоких страницах нашей истории – подавлении гетманом Николаем Потоцким в 1637–1638 гг. восстания запорожских казаков. Специально перечитал. Нет, никакого озлобления против поляков, как и в детстве, не почувствовал, ничего принципиально антипольского в повести не нашел. Хотя придраться можно ко всему. А для чЕго? Зачем нам вообще считать старые долги, тревожить вроде бы заживающие раны? Много было плохого, будем же искать хорошее!

* * * 
А в Польше сносят памятники, фальсифицируют историю, на концертах и в армии звучит «Pierwsza kadrowa» со словами: «Коль москаль-собака путь нам перекроет // Пуль не пожалеем, в пыль его зароем… штыком брюхо пощекочем… прогоним русских поганок» и т.д. В мирное время? Не могу вспомнить хоть одну советскую песню времен Отечественной, где столь оскорбительно говорилось бы о немцах. Это было невозможно, ибо «гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское – остаются». 
Однако приходится признать, что мы тоже не отстаем – тоже сносим памятники, в искусстве тоже кое-что есть, а меня явно хотят сделать полонофобом. Не дождетесь, господа! Хотя дело тут вовсе не в поляках, не в репрессиях и даже не в памяти о советской власти и коммунистах. Мы, наша великая Родина, очень уж мешаем просвещенной Европе.

* * * 
1 ноября в Польше проходит Wszystkich ?wi?tych – День всех святых, национальный праздник, уходящий корнями в далекое прошлое. Он объединяет всех верующих и неверующих в стремлении отдать дань памяти всем (!) умершим. Не очень почитаю религиозные традиции, но может быть, хоть в этот день люди задумаются о нашем общем прошлом без зла? И не только в Польше…

Другие материалы номера