– Кто ты есть? Поляк малый.
– Який знак твой?
Ожел бялый.
Польский детский стишок
Т. Кондрусевич хорошо знаком по своей службе в России. Выходец из семьи простых поляков он с детства отличается глубокой религиозностью. Молодой Кондрусевич (согласно данным «Католической энциклопедии») предпочел уйти из Гродненского педагогического института (физико-математический факультет) в 1963 году (разгар хрущевских гонений на церковь), когда местными властями была развернута кампания против регулярно посещающих храмы студентов-католиков.
В 1970 году окончил Ленинградский политехнический институт, после его окончания работал инженером. Получил авторское свидетельство в области станкостроения. Впоследствии окончил Каунасскую духовную семинарию и стал доктором богословия. В июле 1989 года папой Иоанном Павлом II был назначен апостольским администратором Минской епархии для католиков Белоруссии (тогда еще Белорусской ССР). Своим епископским девизом избрал изречение Quis ut Deus (Кто, как Бог). Видимо, здесь отсылка к имени архангела Михаила. За двухлетнее служение в БССР открыл семинарию в Гродно и более ста (!) католических храмов.
Напомню, что Кароль Войтыла в соответствующих кругах считался чуть ли не «русским». Его непрекращающееся внимание к восточному соседу, желание любым путем окатоличить церковь-сестру, навязчивое стремление облагодетельствовать православных ватиканскими милостями помимо их воли привело скорее к обратному эффекту. В православном истеблишменте России (а тем более в широких кругах мирян) на смену довольно дружелюбному интересу к католикам в начале 90-х (католики, как и православные, немало претерпели от атеистического государства) пришло охлаждение спустя считаные годы.
Однако папа Иоанн Павел II продолжал назначать на высшие должности в России тех епископов, которые были готовы выполнять его планы по «походу на восток». Одним из птенцов гнезда Иоаннова является митрополит Т. Кондрусевич. Я хорошо помню его деятельность. Прагматичный и умный администратор, церковный дипломат, хладнокровный и ровный в общении. Но как он преображался на проповеди. Со слезами на глазах он вспоминал о «безбожном коммунизме», о притеснениях верующих Советами. Как почти любой поляк он и глубоко верующий католик, и патриот польской идеи (в широком смысле этого слова).
В апреле 1991 года он был назначен архиепископом и апостольским администратором для католиков латинского обряда европейской части России. В России при нем также были открыты более ста католических приходов, благотворительное общество «Каритас» и духовная семинария «Мария – царица апостолов» (находится в Санкт-Петербурге).
В начале 2000-х Ватикан провел блестящую церковно-дипломатическую операцию. 11.02.2002 папа Иоанн Павел II возвел апостольские администратуры для католиков латинского обряда в России в достоинство епархий и объединил их в митрополию, которую и возглавил. Впервые на территории России после революции были восстановлены полноценные епархии римо-католиков, что вызвало сумбурную и запоздало-негативную реакцию официального православия. Но дело было уже сделано, власти не препятствовали, Кондрусевич быстро и точно исполнил папский приказ.
При этом митрополит Кондрусевич отнюдь не является церковным радикалом. Более трех десятилетий он входил в официальные консультативные структуры при властях БССР, России и Белоруссии. Там, где «натиск на восток» мог привести к серьезному межцерковному противостоянию, Т. Кондрусевич включал свои дипломатические таланты. Им были по ветру развеяны мечтания немногочисленных филокатоликов-интеллигентиков о воссоздании в России русского греко-католического экзархата с епископом восточного обряда во главе. Напомню, что возникший в 1917 году экзархат был разгромлен в начале 20-х гг. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, а фанатичный приверженец идеи «русского католицизма» экзарх Л. Федоров был отправлен Соввластью в лагеря, где и окончил свои дни. Стоит ли говорить, что Леонид Федоров был причислен к лику блаженных именно Иоанном Павлом II.
Схожая позиция главы церковного меньшинства (но меньшинства весьма влиятельного) долгие годы устраивала и президента Лукашенко, и митрополита Кондрусевича. Следует отметить, что католики составляют порядка 10% белорусского населения, в Гродненской области они составляют религиозное большинство. Католики в Белоруссии – некий аналог ислама в России – не доминирующая конфессия, но и обойти их интересы невозможно.
Отмечу, что и последнее заявление Т. Кондрусевича в первые дни «цветочной» революции в Белоруссии не носило радикального характера. Митрополит указал официальным властям на необходимость учитывать интересы оппозиции и необходимости вести с ними диалог. Однако ситуация столь стремительно обострялась (прежде всего по вине экстремистов в рядах оппозиционеров и отчасти из-за слишком жестких действий отдельных правоохранителей в первые дни), что достаточно неконкретное и не очень вызывающее обращение Кондрусевича (которое в иной ситуации вообще бы осталось без последствий) обернулось жестким противостоянием Лукашенко–Кондрусевич. Кажется, что для Александра Григорьевича вообще достаточно сложно идти на компромисс. Хотя, когда к такому же диалогу призвал лидера Белоруссии «старший брат» в лице В. Путина, совету пришлось внять (пока на словах).
Как бы то ни было, власти Белоруссии приняли жесткое решение: не впускать Т. Кондрусевича на территории своей страны якобы из-за проблем с паспортом. Почему проблем с паспортом у родившегося на территории Белоруссии и жившего там почти всю жизнь Тадеуша Игнатьевича раньше не было, вопрос риторический.
Сложилась сложная и, как теперь принято говорить, многовекторная ситуация. Обладающий инсайдерской информаций глава Службы внешней разведки России С. Нарышкин предостерег: «По имеющимся данным, США также бесцеремонно вмешиваются в религиозную ситуацию в Белоруссии, стремясь столкнуть представителей православной и католической ветвей христианства. Пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, американцы ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. До клира Римско-католической церкви доводятся призывы открыто выступить с критикой белорусских властей и использовать религиозные мероприятия, в том числе проповеди, молебны, крестные ходы, для ведения оппозиционной политической пропаганды среди верующих. По замыслу американцев, это должно вынудить Минск на жесткие ответные меры в отношении Римско-католической церкви. По имеющимся данным, среди укрывающихся сейчас за рубежом экстремистски настроенных противников нынешних властей Белоруссии вынашивается план резонансной провокации, в ходе которой был бы арестован или даже ранен или убит один из авторитетных священнослужителей РКЦ. Расчет на то, что это позволит существенно повысить антиправительственные настроения среди католиков и подстегнуть их к более активному участию в уличных протестах» (Сергей Нарышкин: США пытаются втянуть Ватикан в белорусские события, Русская Народная Линия).
Ватикан, однако, вовсе не готов радикализироваться ради жалких и бессильных белорусских оппозиционеров. Там вовсе не теряют надежды на возвращение статус-кво в Белоруссии – нормального взаимодействия католиков и православных. Тем более что за спиной Лукашенко отчетливо проглядываются кремлевские башни, а со старшим братом новый папа и вовсе не хочет ссориться. При этом Ватикан настаивает на возвращении митрополита Тадеуша Кондрусевича в Беларусь, об этом заявил во второй половине сентября госсекретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин (как пишет белорусское издание «Спутник»): «В любом случае мы настаиваем на том, чтобы епископ мог вернуться в свою диоцезию и продолжать управлять своей паствой».
Лукашенко заинтересован в сохранении взвешенных и бесконфликтных отношений с папским престолом, видимым свидетельством которых может быть визит в Минск римского понтифика в ближайшее время. Союзников у Белоруссии совсем немного и визит папы весьма поднял бы акции президента из санкционного списка. Тем более что ровные отношения с Ватиканом хочет сохранить и президент Владимир Путин.
Т.е. не оправдываются пока надежды на отставку Кондрусевича и замену его на этнического белоруса епископа Кирилла Климовича из российского Иркутска. Последний не меньший поляк, чем Войтыла и Кондрусевич – еще с далекого 1965 года он с семьей жил в Польше, там и учился и был рукоположен в священники. Опять тем же папой Иоанном Павлом II он был рукоположен в епископа в 1999 году. Многоопытный церковный дипломат епископ Кирилл по традиции имеет и свой девиз: Fortes in fide (сильный в вере). В вере, разумеется, католической и (не побоюсь этого слова) в польской. Вот как ответил К. Климович на вопрос журналиста почти двадцать лет назад:
– Как вам удалось сохранить веру, будучи советским гражданином?
– С трудом. Огромную роль в том, что я стал глубоко верующим человеком, сыграла моя семья, которая была очень религиозной. С самого детства мечтал служить Богу, окружающие надо мной смеялись, учителя выгоняли с уроков. А когда сверстники узнали, что я собираюсь стать священником… Не могу сказать, что мой путь был легким, были и извилистые тропы. Однако в одном я никогда не сомневался – в том, что правильно выбрал призвание. Нельзя быть священником и сомневаться. Я отказался от возможности создавать семью, заводить детей» («Аргументы и факты в Восточной Сибири»: Епископ Климович: Я – бывший советский человек». Е. Евмененко. Портал Credo. 2004).
Насколько целесообразна замена Кондрусевича на Климовича – для меня не совсем ясно. Хотя это дело Минска и Ватикана. Однако мне кажется, что ситуация с невъездным Т. Кондрусевичем могла бы быть достаточно легко разрешена. Митрополит Кондрусевич не занял радикальной антилукашенковской позиции в польском изгнании, не позволил втянуть клир и верующих в уличные протесты. А без благословения папы (или хотя бы епископа) наши братья из церкви-сестры – спокойные и миролюбивые агнцы. Впрочем, если быть серьезным, к чести белорусов следует сказать, что они несмотря на провокации сохранили межконфессиональный и межнациональный мир. И православные, и католики братской страны хорошо видят, что сделала и делает для людей белорусская власть (и ее недостатки, к сожалению, тоже видят). Горячие сентябрьские дни показали, что в массе своей жители Белоруссии не захотели быть втянутыми в проплаченную США цветную революцию.