В преследовании оппозиции власть использует также нормы других отраслей законодательства. Так, неугодные префектам и главам администраций предприниматели с использованием административных и судебных процедур лишаются собственности, на них налагаются непосильные штрафы и взыскания. Предпринимаются меры к уничтожению народных предприятий. Рабочие и служащие, участвующие в протестных акциях, лишаются работы.
Несмотря на рост общего числа преследований, чаще всего они имеют точечный характер, и каждое из таких дел уникально.
В июле 2012 года представителем Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело в отношении депутата Государственной думы РФ коммуниста Бессонова В.И., которого обвинили, а затем и осудили, приговорив к трем годам лишения свободы за якобы примененное насилие в отношении двух полицейских, разгонявших встречу депутатов с гражданами. Следственное и судебное разбирательство по делу длилось около семи лет. При этом права обвиняемого на всех этапах уголовного процесса неоднократно и грубо нарушались. Закрытая черепно-мозговая травма у одного из полицейских была обнаружена только через десять с лишним месяцев после событий. У полиции не было оснований для пресечения встречи депутатов с гражданами, а потому полицейские действовали незаконно. Руководство Следственного комитета РФ еще до возбуждения дела высказало личную заинтересованность в исходе дела, публично заявив о виновности Бессонова.
Накануне голосования по поводу дачи согласия на направление дела в суд в Государственной думе давление оказывалось и на депутатов. Так, издание правительства РФ «Российская газета» в номере от 27 января 2015 г. заявило: «Депутат лишится полномочий». Именно так называется посвященная делу Бессонова статья. И далее по тексту: «Как рассказал глава фракции единороссов Владимир Васильев, думская фракция «Единой России», представляющая парламентское большинство, поддержит передачу уголовного дела депутата КПРФ в суд».
На протяжении 2,5 лет осуществляется преследование руководителя ЗАО «Совхоз имени Ленина» Грудинина П.Н. После выдвижения Грудинина в качестве кандидата на пост президента РФ от партии КПРФ в 2018 году при содействии властей осуществляется рейдерский захват с использованием административных и судебных ресурсов этого предприятия, являющегося национальным достоянием России. Организована дискриминация яркого оппозиционного политика, являвшегося реальным соперником на выборах действующему президенту РФ. Грудинин и его предприятие втянуты в десятки судебных процессов, где их права грубо нарушаются недобросовестными судьями. Совхоз находится на грани гибели.
В сентябре 2020 года Андрей Левченко – лидер фракции КПРФ в Иркутском областном парламенте, сын бывшего губернатора – первого секретаря обкома партии Сергея Левченко – был задержан в Иркутске и самолетом отправлен в Москву. Ему предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и поместили в следственный изолятор. Речь идет о хищении средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области при замене лифтового оборудования. По версии следствия причиненный ущерб превысил 185 млн рублей. Однако, хотя Левченко и обвиняется в хищении, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого ничего не сказано о присвоенных им деньгах. В тот же день обыск прошел в доме Сергея Левченко, а сам он побывал на допросе в качестве свидетеля. В ходе обыска были изъяты лишь партийные документы. Создается впечатление, что изъятие документов обкома КПРФ явилось целью расследования. Возглавляет расследование старший следователь по особо важным делам при председателе СК РФ.
Политические мотивы преследования оппозиции составляют реальную угрозу демократии и поэтому требуют особого внимания со стороны гражданского общества.
В преддверии выборов в Государственную думу в 2021 году давление на оппозиционные силы усиливается. В этих условиях ЦК КПРФ принял решение о создании Комитета защиты от политических репрессий. Целью его создания является максимально возможное восстановление прав людей, подвергшихся политически мотивированным преследованиям, и наказание виновных в случае неправомерности такого рода преследований, предупреждение их в будущем.