Любого здравомыслящего человека в нынешнее время мучает вопрос: куда идет Россия, что будет с ней завтра, послезавтра, через десять лет? Невольно проводишь черту: а что же удалось сделать за последние 30 лет? Как бы это ни звучало печально, но за это время лет накуролесили очень много. Наверное, не надо детализировать то место, где находится сейчас наша экономика в сфере производства. После ухода подавляющего большинства иностранных фирм, разместивших у нас производство (в основном отверточное), в России теперь нет ни «отечественных» автомобилей, ни станков и агрегатов, ни запчастей к ним, ни необходимой элементной базы для приборостроения. А сколько так называемых достижений на весь мир рекламировали наши «самые талантливые» менеджеры? И где эти достижения?
Может, в других направлениях имеются великие достижения? Например, в здравоохранении? И тут основной принцип – снижения издержек и максимизации доходов – сработал в направлении развала известной на весь мир системы «охраны здоровья и предупреждения болезней», которая была создана нашими предками. Недавние события с COVID-19 убедительно показали, что здравоохранение «умелыми» менеджерами превращено в здравозахоронение, но при максимальной доходности фармакологической отрасли. В качестве наглядного контраргумента нужно привести уже почти забытую страницу истории нашего государства. В 1959 году была возникла вспышка черной оспы – смертельного инфекционного заболевания, которую героическим трудом медиков и правоохранительной системы удалось купировать и подавить за пару-тройку недель. Не без жертв! Но не таких огромных, как в случае с модной болезнью.
Дальше. Взять образование. Чем мы сейчас можем гордиться? Помнится, после запуска СССР в 1957 году искусственного спутника Земли, в США была создана комиссия Конгресса по установлению причин опережения США Советским Союзом. Третьей по значимости была «советская система образования»! А в нынешние времена как с этим вопросом? А никак! Дети, чьи родители имеют возможность нанимать репетиторов, еще что-то знают, остальные часто не могут ответить даже на элементарные вопросы. Этим летом ВЦИОМ проводил опрос, и выяснилось: треть Россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли.
В то же время министр образования Сергей Кравцов всячески поддерживает любые начинания, только бы оказаться подальше от советского опыта. Ведь когда народ глуп, им легче управлять.
Последним изыском Министерства образования стало создание портфолио на школьников. Это целое досье, где учитываются оценки, увлечения, здоровье, сведений о родственниках, участие в мероприятиях и даже посты в соцсетях с выражением каких-то взглядов. На основе этих данных при помощи искусственного интеллекта будет формироваться так называемая траектория развития. То есть искусственный интеллект будет определять, кем быть интеллекту естественному. Вопросов к такому подходу уйма. Во-первых, персональные данные. Как можно обеспечить их сохранность, если чуть ли не каждый месяц СМИ сообщают о взломах и утечках баз данных клиентов, посетителей и т.п.? Другой аспект – известно, что подавляющее число известнейших людей коренным образом меняли свою судьбу. Так, например, Уолт Дисней был уволен из газеты за недостатком идей, Менделеев имел тройку по химии, Эйнштейн не говорил до четырех лет, и учитель характеризовал его как умственно отсталого человека. И таких примеров история знает очень много! Внедрение траекторий развития хорошо для создания так называемого служебного человека, но ведет к деградации общества.
В современной школе и с программой далеко не все идеально. Например, на историю Великой Отечественной войны в учебнике истории выделена пара страниц! А в некоторых учебниках можно найти и грамматические ошибки. И это еще не самое главное! Главное – в другом. Методика обучения построена так, что ребенка должна учить семья, а школа может только подсказать и посоветовать, как это делать. И это не выдумка! Советская система образования строилась на четком усвоении учениками базиса знаний, а потом – на развитии, т.е. применении полученных знаний. Нынешняя в большей степени пытается привить способность размышлять. Но как можно размышлять, не имея основы? Отсюда и «клиповое мышление». Современные дети неспособны осмысливать и усваивать большие объемы информации.
Ну и куда же без цифровизации в виде МЭШ – московской электронной школы? Эта компьютерная «игрушка» наносит огромный ущерб здоровью. Другая сторона – содержание этой «игрушки» в виде тестов. Некоторые вопросы ставятся так коряво, что даже взрослый человек не может выбрать правильный вариант ответа!
Почему так происходит? Ведь многое противоречит здравому смыслу и интересам общества. И тут достаточно вспомнить народную мудрость «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», чтобы хорошо понимать, куда ведут нашу страну.
На недавно состоявшемся заседании G20 в Индонезии в заключительной части мероприятия перед главами государств выступал не кто иной, как Клаус Шваб, немецкий экономист; основатель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе. В своей речи он указал, что «то, с чем нам приходится сталкиваться, – это глубокая системная и структурная перестройка нашего мира… и мир будет выглядеть по-другому после того, как мы пройдем через этот переходный процесс». Ну, что ж это – речь явно представителя мировой закулисы, решающей, как жить всему человечеству дальше. Только вопрос: а как само человечество считает?
Огромное внимание ВЭФ уделяет цифровизаци, переводу экономики на электронные деньги, внедрению искусственного интеллекта, «модернизации» человека. Это достаточно нашумевшая и усиленно внедряемая у нас в стране тематика. Идет явный сбор персональных данных, распознавание человека по биометрии и прочее подобное. Очевидно, что в сочетании с «применением экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций» (наше правительство на своем новоязе это называет именно так) у нас хотят повторить и превзойти китайский вариант – устроить «цифровой концлагерь» для улучшения управляемости населения. На это тратятся астрономические ресурсы, хотя есть куда более насущные проблемы практически во всех сферах. При этом, конечно же, власти плевать на вполне веские аргументы, в частности, на весьма вероятные утечки персональных данных либо намеренную их продажу. Я бы сказал, последнее в нашей стране почти неизбежно.
К сожалению, в нашей стране идеи Клауса Шваба получают серьезную поддержку на самом высоком уровне. Так, в октябре 2021 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко и управляющий директор Всемирного экономического форума Бёрге Бренде подписали меморандум о создании в России Центра четвертой промышленной революции. В информационном сообщении на сайте правительства РФ указывается» «Центр поможет в реализации глобальных проектов ВЭФ в России …совместно с ВЭФ планируется развернуть проекты в области применения экспериментальных правовых режимов, искусственного интеллекта и интернета вещей». О каком государственном суверенитете может идти речь, если на правительственном уровне привлекают иностранного участника в «правовом эксперименте» причем с весьма своеобразной репутацией?
Давайте посмотрим, откуда ВЭФ черпает своих последователей и пособников? В каждой стране есть группы лиц, которые так или иначе на слуху и влияют на общественное мнение. И вот таких людей Форум привлекает для обучения. До недавнего времени упор делался на 30–40 летних, а теперь «возрастной ценз» снизился до 20–30-летних молодых людей.
По завершении подготовки многие рано или поздно возглавляют крупные коммерческие, общественные и правительственные организации. То есть проводится подбор, подготовка и продвижение кадров на должности, с помощью которых можно влиять на общество и государство. Известно, что «выпускниками» такого Форума среди прочих были: Ангела Меркель (канцлер ФРГ), Эммануэль Макрон (президент Франции), Джастин Трюдо (премьер-министр Канады), Урсула фон дер Ляйн (глава Еврокомиссии), Энтони Фаучи (главный санитарный врач США), Тедрос Гебрейесус (глава ВОЗ), Герман Греф (глава Сбербанка) и многие его заместители, Кирилл Дмитриев (глава РФПИ), топ-менеджеры банка ВТБ, Алексей Пушков (сенатор СФ).
Тот же Клаус Шваб рассуждал, что «происходит столкновение между государственным капиталом и капиталом заинтересованных сторон. Я считаю, что будущее за капиталом заинтересованных сторон». Таким образом Шваб открытым текстом указывает своим «соратникам», что в будущем миром будет править капитал, а не национальные правительства.
И тут нужно вспомнить слова Жореса Алферова: «Если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство? С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче!» Пришло время, когда мы должны перестать верить в убаюкивающие сказки «в мировую интеграцию» и пробудиться от летаргического сна, в котором «за наши нефтегазовые деньги мы купим все». В таком случае, что же надо делать? На ум приходит пока только одно, как в том анекдоте, когда в организации дела плохи, то «не кровати надо переставлять местами», а работников менять! При этом подбирать их не по красивым речам и глазам, а по деловым, профессиональным и личностным качествам. Пока люди такие еще остались…
Валерий РАШКИН,
советник ЦК КПРФ