Вел мероприятие бессменный спикер Минобороны РФ, генерал-майор Игорь Конашенков. Краткий результат можно выразить его же словами: «Украина причастна не только к самой трагедии, но и к манипулированию международным следствием». В брифинге участвовал эксперт высокого ранга – начальник Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ Николай Паршин. Итак, основная аргументация и выводы российских следователей.
Три месяца назад, на июньской пресс-конференции специальной следственной группы JIT, голландцы не сообщили почти ничего нового – показали уже известные анонимные видеоролики из интернета, которые якобы зафиксировали передвижения российского комплекса «Бук» по городам ДНР. Единственной новацией была демонстрация на специальном стенде двух частей от ракеты, которая сбила лайнер. Элемент сопла и элемент двигателя сохранили заводскую маркировку и, по мнению авторов презентации, доказывали вину России в трагическом инциденте.
Конечно, это уже тогда вызвало вопросы: каким образом несколько хорошо сохранившихся элементов ракеты были скрыты от общественности целых четыре года? В число задекларированных элементов, собранных на месте катастрофы, они не входили. Уже на этом этапе можно было оспаривать аутентичность этих частей.
Однако Минобороны поступило иначе. Поскольку достоянием общественности стала маркировка деталей ракеты, следственная группа российского оборонного ведомства обратилась к архивам производителя ракет. К пожелтевшим, заполненным от руки, прошитым по всем правилам секретного делопроизводства журналам, комплектно сохранившимся до наших дней.
Сначала по номерам деталей был определен номер самой ракеты, а затем – куда она была отгружена.
Нет никакого сомнения, что ни голландские следователи, ни их украинские дезинформаторы не имели представления о том, как велся учет оружия и боеприпасов в Советским Союзе. Иначе едва ли они стали бы показывать пригодные для подробной идентификации остатки ракеты. Поскольку архивы недвусмысленно показывают: именно эта ракета, названная виновницей катастрофы, была отправлена с завода в воинскую часть, расположенную на западе Украинской ССР. Эта воинская часть при разделе армии на территорию РФ не выводилась, все ее имущество оставалось на Украине. Более того, подразделения этой части несли службу в том числе и в зоне так называемой АТО на Донбассе.
Для любого непредвзятого человека уже сказанного было бы достаточно, чтобы безусловно обвинить украинские власти и военных в катастрофе боинга. Но где ж их взять, непредвзятых, – особенно среди официальных лиц западных стран? Возможно, поэтому российское Минобороны решило не ограничиваться указанным фактом, а привело еще два аргумента в пользу своей версии.
Было проведено тщательное исследование видеороликов, которые якобы фиксируют передвижения комплекса «Бук» по территории Донбасса. Вывод специалистов однозначен: все это фальшивки, даже не очень тщательно выполненные. Нарушенная перспектива, различия в освещенности расположенных рядом объектов, разница в деталировке тягача с «Буком» и окружающего пейзажа выдают монтаж. А в одном из роликов «Бук» энергично едет куда-то… задним ходом, притом что механик-водитель этой машины, не имеющей зеркал и камер заднего обзора, не мог бы обойтись без помощи кого-то снаружи. Очевидно, тот, кто монтировал ролик, просто не знал, с какой стороны у «Бука» пост водителя.
Можно задаться вопросом: отчего же эти ролики не были разоблачены ранее? Объяснение этому вполне понятно. Вообще в интернете публиковалось множество снимков и видео в пользу той или иной версии катастрофы. Тщательно проверять их все было едва ли резонно, однако теперь, когда голландская прокуратура приобщила несколько роликов к фактически своим официальным материалам, такая проверка была уже крайне необходима. С грустью можно констатировать, что западное правосудие, если в него кто-то верил ранее, получило серьезный удар. Ведь у следователей эти видеофрагменты были в руках без малого 4 года. И получается, их никто так и не проверил на предмет монтажа и фальсификации.
Наконец, как сейчас говорят, вишенкой на торте Минобороны РФ представило фрагмент служебного телефонного разговора двух украинских военных, где один из них вполне отчетливо выражает опасение сбить «еще один боинг». Вероятно, знает, о чем говорит: именно он, полковник Руслан Гринчак, был начальником радиолокационных средств обнаружения 164-й бригады ВСУ, а маршрут рейса MH17 пролегал именно через ее зону обнаружения.
«Другими словами, Гринчак достоверно знал истинное состояние дел в воздушном пространстве над Донбассом, а также задачи и результаты боевой работы зенитно-ракетных подразделений, развернутых в зоне так называемой АТО», – подчеркнул Конашенков.
В комментариях к этому сообщению интернет-пользователи, как российские, так и украинские, единодушны: «Беги, Гринчак, беги! А то последуешь за пилотом Волошиным, который тоже знал что-то лишнее, и вот – застрелился».
***
В те же самые часы, когда проходил брифинг, президент Украины Петр Порошенко украшал своей подписью очередной указ – о прекращении Договора о дружбе с Россией.
Кто-кто, а уж он-то знал, все четыре года «следствия» знал, кто на самом деле сбил малайзийский самолет.
И то правда, какая у него теперь с Россией дружба.