На выборах убедительную победу одержал кандидат от КПРФ Андрей Ищенко. Однако утром 17 сентября данные оказались полностью искажены. По официальным итогам, отраженным в системе «ГАС-«Выборы», единоросс Андрей Тарасенко набирает 49,55%, или 253 200 голосов, кандидат от КПРФ Андрей Ищенко – 48,06%, или 245 550 .
Андрей Ищенко в знак протеста объявил бессрочную голодовку, к которой уже присоединились несколько его сторонников. Во Владивостоке с утра проходят акции против фальсификации выборов.
После обработки 93% голосов избирателей он опережал своего соперника, врио главы региона Андрея Тарасенко, на 6–7%. Разрыв был настолько велик, что в центральных федеральных СМИ Андрея Ищенко уже фактически называли победителем.
Но около полуночи (мск) ситуация разительно изменилась. Сначала, как водится, система «ГАС-«Выборы» зависла – и перестала обновляться. Еще много часов она показывала, что Ищенко набирает более 51%, а Тарасенко – около 46%. При этом, по данным краевого избиркома, которые в системе никак не отражались, Тарасенко «стремительно сокращал разрыв».
В это же время штаб КПРФ и наблюдатели-коммунисты начали бить тревогу, заявив о массовых переписываниях протоколов в некоторых районах Владивостока, в Находке и особенно в Уссурийске.
Вот как описывал ситуацию член избирательной комиссии с правом совещательного голоса Павел Ашеслин из Уссурийска:
«Шел подсчет голосов территориальной комиссии. Мы собрали копии протоколов практически со всех избирательных участков. В один момент появилась председатель с копией протокола, который сильно отличался от наших. Она пришла сюда сдавать протокол, участок это был 2840. На ее участке была увеличена явка на 1000 избирателей, они были приписаны кандидату Тарасенко. Они расходились с нашей копией, которая была заверена строжайшим образом, абсолютно правильно оформлена, с печатью, подписью. Сходилась с телефонными данными, которые мы предварительно получали. Мы предъявили расхождение председателю комиссии, предупредили об уголовной ответственности за фальсификацию… Председатель запаниковала, сказала, что у нее температура, что она допустила ошибку – и тут же сдала настоящий протокол! Когда мы поймали первый и стали потом выявлять остальные, в территориальной комиссии произошла паника, они поняли, что председатели боятся уголовной ответственности, и решили их спрятать. То есть была дана команда председателям, которые еще не сдали протоколы. Они были уведены на третий этаж. Нас туда не пускали, полиция перекрыла входы».
Только в Уссурийске таких участков выявлено уже 22!
Приморский сайт VL.ru вел онлайн хронику ночного выборного погрома:
«08:18: В ТИК Уссурийского городского округа, откуда до сих пор не поданы результаты подсчета, сейчас пытаются попасть депутат Законодательного собрания Анатолий Долгачев и депутат Госдумы Юрий Афонин. Здание буквально оцеплено сотрудниками полиции, никого не пускают внутрь. Официально озвученная причина – «сломан замок». Через черный вход по какой-то причине тоже пройти нельзя».
«10:26: В здании администрации, Думы и теризбиркома Уссурийского городского округа кроме сотрудников полиции есть какие-то молодые парни в гражданской одежде. Появились сотрудники с автоматами».
«18:20: Несогласные с результатами голосования горожане собираются на центральной площади Владивостока».
Ранее Андрей Ищенко призвал граждан выйти на улицы, чтобы защитить свой выбор.
Фальсификации на сей раз столь явные, что очевидны всем, кроме Центральной избирательной комиссии. Единственное, что сделал ЦИК, пообещал не объявлять окончательных итогов, «пока не будут рассмотрены все жалобы». Если бы ЦИК действительно стоял на страже честных выборов, требовались бы и экстренные меры. Причем не только по пересчету голосов, но и по отстранению всех фальсификаторов из ТИК и УИК. А в данном случае фальсификации запротоколированы по горячим следам с помощью именно системы «ГАС-«Выборы».
Речь о повторных введениях исправленных (переписанных) протоколов. Таких «повторных введений» не менее 19. С их помощью результаты голосования кардинально изменены: Тарасенко приписано 14 894 голоса, у Ищенко отнято 954. Этого как раз хватило для фальсификации «победы» кандидата-единоросса.
«В промежуток с 98,77% до 99,03% обработанных протоколов количество голосов за Ищенко сократилось на 5, а Тарасенко прибавил 13 595 голосов. Кстати, 0,26% протоколов – это должно быть где-то порядка тысячи голосов, если проголосовало около 500 тыс. В Приморье всего около 1300 избирательных участков. Это 3 или 4 участка. На самом деле победа Тарасенко уже давно была математически невозможна», – пишет в своем блоге Александр Киреев, который занимается математическим анализом результатов выборов.
Так в чем же дело, почему власти пустились во все тяжкие, дабы протащить «своего» кандидата на губернаторский пост? И вряд ли приходится сомневаться, что в данном случае – это не местная инициатива. Решение переписать выборы, когда итоги уже, по существу, объявлены, скорее всего, принималось не во Владивостоке, а в Москве.
Чем так принципиальна для кремлевской власти победа Андрея Тарасенко? Тем более реально победивший Андрей Ищенко вовсе не является непримиримым и радикальным оппозиционером. Еще до того, как законы и избирательную систему начали ломать через колено, он заявил, что на баррикады со знаменем не собирается, намерен быть губернатором всех жителей Приморья. Однако теперь, похоже, без активной борьбы – не обойтись. Для КПРФ наступил своего рода «час Х»: необходимо на практике продемонстрировать, что партия способна защитить свой результат, своих сторонников – и тем самым свой авторитет как действенной оппозиционной силы.
Как известно, на прошедших неделю назад выборах глав регионов сразу четыре кандидата «ЕР» не смогли одержать победы в Хакасии, Хабаровском крае, Приморье и Владимирской области. Хотя на них работал весь административный ресурс, включая президента Путина, по существу, лично агитировавшего за кандидатов-единороссов. Но ситуация с главой Приморья Андреем Тарасенко выделяется. Трое остальных – действующие на протяжении многих лет губернаторы. Их неудачи можно так или иначе соотнести с собственными просчетами, представить положение дел так, что они представляли-де только самих себя. Конечно, это не так – все они, повторимся, официальные кандидаты «ЕР», поддержанные Путиным. Однако о таких «мелочах» партия власти легко забывает, даже когда речь идет об уголовных делах против ее выдвиженцев.
Между тем Андрей Тарасенко – единственный врио. Менее года назад он был назначен на должность губернатора Приморья самим Владимиром Путиным. За это время вроде бы ничего «сверхъестественного» натворить не успел. Так что его поражение – это, по существу, голосование приморцев не против Тарасенко, а против Путина и его президентской политики.
Неуспех Тарасенко в первом туре для центральной власти оказался особенно болезненным. Хотя фатальным он не представлялся – лишь досадной «недоработкой». В конце концов, по официальным данным, Андрей Тарасенко только чуть-чуть недотянул до губернаторства, набрав в первом туре 46,57%. Андрей Ищенко набрал 24,64% – отстал от него почти в два раза.
Выводы были сделаны немедленно. Второй тур назначили не через две недели, как это делают обычно, а всего через неделю, чтобы не дать развернуть избирательную кампанию оппозиции – ведь время играло против кандидата от партии власти. Ряд краевых и районных чиновников лишились должностей – под разными предлогами, но по общей причине – они не смогли обеспечить победу единороссу. Так, якобы по собственному желанию ушли директор департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края Анна Терлецкая, директор департамента по делам молодежи Александр Кайданович и директор департамента здравоохранения Андрей Кузьмин.
А дальше в ход пошла тяжелая стратегическая артиллерия в лице прибывшего во Владивосток на международный экономический форум Владимира Путина. Он не просто встретился со своим ставленником Тарасенко, но совершенно недвусмысленно озвучил свои установки на будущее: «Андрей Владимирович, мы про выборы говорить сейчас не будем или, может быть, в конце. Знаю, что у вас второй тур предстоит. Все, думаю, будет в порядке».
И вдруг все оказывается вовсе «не в порядке». Да как посмели жители вымирающего Приморья быть недовольными и повышением пенсионного возраста, и страшной дальневосточной дороговизной, и продолжающимся под парадные речи о развитии и инвестициях уничтожением промышленности региона?! Как посмели массово собираться на встречи с Павлом Грудининым?! Накануне второго тура, вопреки всяческим препятствиям, которые чинили власти, невзирая на полицейские оцепления и угрозы задержаний, такие встречи состоялись в Уссурийске и Находке. Ну и, наконец, проигнорировав однозначные пожелания президента, граждане голосуют вовсе не за того кандидата!
Вот всем россиянам – а не только жителям Приморья – и указали на их место: сиди и не рыпайся, какая там демократия и выборы! Безусловно, приморский беспредел воодушевил и других провалившихся губернаторов-единороссов: они убедились, что никто не даст им по рукам даже в случае самых наглых фальсификаций. Если так пойдет дальше, еще и помогут!
Но разве таким образом тлеющее недовольство граждан затушишь? Скорее наоборот – лишь разожжешь. Окончательно дискредитируя систему выборов, под устрашающие разговоры о «майданах», «гражданской войне», «необходимости единства перед внешними угрозами», власти фактически толкают общество к открытому противостоянию. Что делать, когда шансов изменить ситуацию бюллетенем гражданам не оставлено в принципе? Как объединяться с теми, кто тебя нагло обворовывает и обманывает? И надо ли удивляться, если объявятся какие-нибудь очередные «приморские партизаны»?
[img=-7539]
В таблице представлены результаты голосования во втором туре выборов губернатора Приморья на 10 из 19 участков, по которым ввод в Государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы» осуществлялся дважды.
В первый раз реальные данные участковых избирательных комиссий вводили в процессе подсчета голосов в период примерно с 22 часов 20 минут 16 сентября по 1 час 50 минут уже 17 сентября.
Данные измененных протоколов повторно вводились после 6 часов 40 минут 17 сентября, когда проигрыш врио губернатора Андрея Тарасенко кандидату от КПРФ Андрею Ищенко стал абсолютно очевидным, и требовалось срочно фальсифицировать результаты в пользу единоросса.