Согласно заявлению Священного синода Русской православной церкви в связи с «посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви» (Минск, 15 октября 2018 г.) официальное русское православие, прекращая евхаристическое общение (совместное участие в таинствах, сослужение клириков) с константинопольскими церковными структурами, стремится тем самым не разорвать с ними отношения бесповоротно, а «вразумить», вернуть к диалогу.
О временном характере запретительных мер свидетельствует сама формулировка заявления: «впредь до отказа Константинопольского Патриархата от принятых им антиканонических решений». При всей решимости сохранять дух христианского миротворчества этот уход с возможностью вступить снова в ту же воду не свидетельствует о бесповоротной уверенности в своей позиции. Тем более что константинопольские структуры никогда не отказывались от своей ползуче-наступательной позиции на каноническую территорию РПЦ и на других территориях, где русское православие имеет свои интересы. Такова была позиция КП в Финляндии, где такой раскол произошел уже в первые послереволюционные годы, когда в некогда российской территории эмигрантские общины были приняты в КП. Там Константинополь воспользовался антисоветской позицией лидеров белоэмигрантских кругов и практически полным исчезновением связи финляндских приходов с матерью-церковью в СССР. Русские церковные структуры в нарушение канонических норм были переподчинены Константинополю. Однако несмотря на слабость позиций сторонников патриарха Тихона, в Хельсинки и других городах Финляндии ряд русских церковных общин не пожелали уйти под юрисдикцию заморских церковников. В послевоенное время эти приходы были приняты в РПЦ, получив наименование Патриарших приходов в Финляндии.
Кстати, наличие на территории Финляндии «московских» общин вызывает известную озабоченность даже в этой светской и веротерпимой стране. По опубликованным «Викиликс» данным, финских чиновников и посольство США в этой скандинавской стране беспокоит нежелание русскоязычных граждан интегрироваться в западное общество (читай забыть о своей русскости и православии), их ориентация в духовной сфере на Россию. Была выработана и рекомендация константинопольским церковникам усилить разъяснительную работу (читай пропагандистскую) среди русского населения Суоми.
Правда, в Финляндии сложности не переросли в противостояние (что начнется сейчас, сложно предположить), слишком глобальными были трудности в этой стране после ее выхода из состава Российского государства.
Слабостью российской власти КП воспользовался в годы катастрофического распада Советской страны. КП «по просьбам трудящихся» восстановил на территории ставшей вдруг независимой Эстонии структуры Эстонской апостольской православной церкви. Это послужило причиной приостановления евхаристического общения РПЦ и КП, но впоследствии эта ситуация была урегулирована и общение восстановлено в 1996 году. Однако проявленная РПЦ мягкотелость привела к расколу в эстонском православии, под иностранную юрисдикцию только в 1994 году ушло 54 из 83 православных приходов (две трети). Сейчас приходов у эстонских «константинопольцев» в два раза меньше, чем у Эстонской православной церкви Московского патриархата. А вот прихожан у раскольников меньше в 15 раз. Делаю вывод: КП не нужны наши верующие, часто бедные и старые, а нужны здания приходов. Известна старая церковная пословица: «церковь не в бревнах, а в ребрах». Бревна «константинопольцы» и их заокеанские патроны продолжают у нас забирать, а скоро и ребра ломать начнут.
Действуя тихой сапой, Варфоломей, претендующий на статус «вселенского», теперь нашел новых друзей и единомышленников на «Украине»: кровавого диктатора «диакона» Порошенко, известного своей «лягушачьей тактикой» в последовательном уничтожении всего русского в своей стране, отлученного от церкви развратника и стяжателя Филарета Денисенко, одного из самых главных вдохновителей войны на Донбассе, а также лидеров печально знаменитой своими связями с фашистами «Украинской автокефальной» церкви.
Есть точка зрения, что раскол будет скорее очистительным процессом, мол, к нему присоединятся только те, кто и так давно ушел из РПЦ. К сожалению, в ставших «независимыми» постсоветских государствах национализмом и русофобией оказались заражены слишком многие. Раскольники-филаретовцы и легион их «коллег» вовлекают в свои сети массы одурманенных и обманутых людей. Недаром уже в структурах РПЦ в «незалежной» активно формируется пятая колонна из сторонников «национальной украинской» церкви. После признания Варфоломеем Филарета Денисенко в качестве канонического церковного лидера поток перебежчиков усилится, правда, трудно прогнозировать насколько.
Православные на Украине также подвергаются давлению порошенковской власти и одурманиванию националистическими СМИ. Если «президент» Порошенко демонстрирует свою безраздельную симпатию раскольникам, вскоре выстроится целая стая его подчиненных-чиновников. Если будут отнимать храмы, украинские прихожане встанут перед тяжелым выбором: продолжать посещать свой храм, ставший разбойничьим вертепом, или собираться на опушке леса (пока бандеровцы будут это позволять).
Не дай Бог, если «константинопольцы» начнут играть не только на националистических чувствах своих прихожан, но и на чувстве социальной справедливости. Ох и тяжело тогда придется иным нашим «духовным витиям», погрязшим в роскоши и наплевательски относящимся к бедственному положению прихожан.
Следует отметить, что наша церковная дипломатия не смогла предотвратить зубодробительный удар наших врагов. Апелляция к «мировому православию», к сожалению, оказалась безрезультатной. Только Сербская православная церковь выступила с осуждением раскольничьих действий Варфоломея, остальные отмолчались или поддержали Константинополь. Но становящееся все более вероятным религиозное противостояние на территории «незалежной» становится все более ощутимой государственной проблемой. Недаром церковный раскол обсуждался на Совете безопасности РФ. Представляется, что провал межцерковных переговоров был бы маловероятен, если бы существовал государственный орган, ведающий вероисповедной политикой (каким был Совет по делам религий во времена СССР). Теперь остается надеяться, что «уврачеванием» раскола будут заниматься президенты Путин и Эрдоган. Последний, как говорят, может установить с Варфоломеем и его присными режим особенно доверительных отношений.