ИНГУШСКОЕ «ДОМИНО»

На конгресс, организатором которого выступил Ингушский комитет национального единства при поддержке мэрии Назрани, съехалось более 700 делегатов. Власти республики не чинили препятствий в проведении мероприятия. Однако глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров и другие высокопоставленные чиновники, несмотря на приглашение, конгресс проигнорировали.
Заседание продолжалось около десяти часов. По его итогам принята резолюция, в которой Соглашение «Об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой» от 26 сентября 2018 года названо антинародным и антиконституционным. Участники собрания обратились к российскому президенту Владимиру Путину с призывом вмешаться в ситуацию с установлением границы: «Выражаем решительный протест против деятельности региональных властей, которые, игнорируя требования действующего законодательства, закладывают мину замедленного действия под дальнейшие добрососедские отношения ингушского и чеченского народов». 
Конгресс предложил ряд мер, которые, на взгляд его участников, могут нормализовать обстановку. Прежде всего необходимо отменить незаконное, как они полагают, соглашение о границе. По этому соглашению, вопреки уверениям ингушских руководителей о «равноценном обмене», Чечне отходит 26 800 га ингушской территории, а взамен Ингушетия получает лишь 1000 га. 
Вторая важнейшая мера – вернуть населению Ингушетии право избирать руководителя республики. Напомним, в настоящее время главу Ингушетии утверждает по представлению российского президента республиканский парламент. Так, Юнус-Бек Евкуров в очередной раз был избран на этот пост депутатами Народного собрания менее двух месяцев назад – 9 сентября. Как выразился участник конгресса, руководитель общественной организации «МАШР» Магомед Муцольгов: «500 тысяч ингушей сами знают, как выбирать себе лидеров». 
Бурными аплодисментами встретил зал сообщение депутата Народного собрания Ахмеда Накастхоева о решении ингушского Конституционного суда. Принятый 4 октября региональным парламентом закон, утвердивший соглашение о границе, признан не соответствующим Конституции Ингушетии. Как утверждается в постановлении, пограничное соглашение «без его утверждения на референдуме Республики Ингушетия не порождает правовых последствий для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан республики».
Юрист Ибрагим Доскиев объясняет правовые последствия решения: «Постановление Конституционного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу с момента его провозглашения. Нормативный акт, признанный неконституционным, утрачивает силу. Народное собрание республики обязано отменить закон, признанный неконституционным. В случае неисполнения парламентом решения суда президент России вправе распустить этот законодательный орган. Что касается возможности оспаривания в Конституционном суде РФ компетенции Конституционного суда субъекта РФ, то такая процедура действующим законодательством не предусмотрена».
Впрочем, не факт, что правовые нормы не будут истолкованы выгодным для ингушских и федеральных властей образом. Евкуров уже поставил под сомнение решение Конституционного суда Ингушетии и намерен обжаловать его в Конституционном суде России. По его словам, пограничное соглашение уже вступило в законную силу. 
Под большим вопросом и заседание парламента Ингушетии. Так и не установлено, действительно ли соглашение поддержало большинство депутатов, не опровергнуты факты фальсификации итогов голосования. Однако провести повторное голосование так и не удалось из-за невозможности собрать в парламенте кворум. 
Между тем пересмотр административной границы и впрямь заложил мину под весь и без того неспокойный регион. Речь не только о чечено-ингушских отношениях. В эти дни отмечается 26-я годовщина кровопролитного осетино-ингушского конфликта в Пригородном районе Северной Осетии. В результате ожесточенных боев с 31 октября по 4ноября 1992 года было убито около 400 ингушей, более 100 осетин и порядка 30 российских военнослужащих и сотрудников милиции. По разным данным, от 20 тыс. до 30 тыс. ингушей, проживавших в Пригородном районе, стали беженцами. Стороны до сих пор обвиняют друг друга в эскалации конфликта. 
К настоящему времени часть ингушских беженцев в Пригородный район вернулись. Ингушские власти официально отказались от притязаний на эти территории. «Да, я мог бы ударить кулаком по столу и сказать, Пригородный – наш, но тогда еще 17 лет ничего с места не сдвинется. Сегодня есть реальная возможность вернуть людей в свои дома – чего мы и добиваемся. Кроме этого нам необходимо поддержать тех, кто живет там сейчас», – говорил несколько лет назад Евкуров в ответ на обвинения «в предательстве». Казалось, ситуация более или менее успокоилась. Однако конфликт из-за административной границы с Чечней вновь обострил проблему Пригородного района. В Ингушетии опять звучат требования «вернуть свою землю», в Северной Осетии говорят о провокациях. 
Тем временем казаки «Кавказской казачьей линии» обратились к губернатору Ставропольского края Владимиру Владимирову и председателю регионального парламента Геннадию Ягубову с требованием инициировать возвращение в состав Ставрополья Шелковского и Наурского районов, ныне входящих в состав Чечни. Чечня не имеет права на эти два района, говорится в обращении, так как они передавались Чечено-Ингушской АССР в виде компенсации за Пригородный район с ингушским населением. Ныне же Ингушетия – отдельный субъект Федерации. Ссылаются казаки и на чечено-ингушское соглашение о границе, которое, как они полагают, «запустило принцип домино». 
Да и среди самих ингушей соглашение провоцирует конфликты. Сход представителей тейпов орстхой, которые живут как в Ингушетии, так и в Чечне, поддержал соглашение об установлении границ. «Мы, орстхойцы, потомки тех, кто веками жил на этой земле, хорошо понимаем причины, по которым было необходимо принять решение о границе. В течение 26 лет эта неопределенность приводила нас к раздорам. Считаем, что установление границы – это благо для нынешнего и будущих поколений, которое отвечает интересам наших республик, налаживанию мирных и добрососедских отношений между братскими народами», – говорится в их обращении. В свою очередь, ингушская оппозиция заявляет: большинство орстхойских тейпов Ингушетии отказались участвовать в этом мероприятии и выразили свое негативное отношение к новым границам. 
Если федеральный центр и дальше будет делать вид, что в Ингушетии «ничего не происходит», и не обращать внимание на нарушение законов, «эффект домино» грозит большим обвалом всему Северному Кавказу.

Другие материалы номера