О советской экономике говорит ветеран машиностроения в городе Орске Николай Васильевич Чумичкин, в связи с очередным откровением премьера Медведева. В интервью тележурналистам тот объяснил: «Наша экономика, что скрывать, тогда была слаборазвитой… Экономика рухнула после кончины Советского Союза. Сейчас ситуация другая: у нас в целом сильная экономика, экономика быстроразвивающейся страны».
С каким настроением воспринимают этот благовест рабочие уничтожаемых сегодня производственных предприятий – таких как Южно-Уральский машиностроительный завод? «Советская Россия» 27 ноября опубликовала статью «Богатыри Урала – тень от былого величия». Сообщалось, что прославленный богатырь усердием «эффективных собственников» три месяца назад остановлен – это крах, прежде всего для наемных работников…
Господа пять раз отодвигали сроки возобновления работы. В последний раз заверяли, что 3 декабря завод воскреснет для производства. Все пришли в этот мучительно долгожданный день в свои цеха, но большинству предложили расписаться в согласии быть лишними уже до 31 декабря. Ну а там, естественно, – и в течение новогодних каникул. Затем, пожалуй, и до весны, если не навсегда. Вслед за другими предприятиями города.
Ведь именно это фактически запрограммировано операцией банкротства. Иски о банкротстве Южуралмашзавода уже подали энергоснабжающая компания, Сбербанк и другие кредиторы. Рассмотрение дела в арбитражном суде запланировано под Новый год – такой подарок принесет Дед Мороз выдворенным в голодный «отпуск» работягам.
И тут пора поставить вопрос ребром не на телевизионной постановке апостольских изречений высшего чиновника, а перед самими собой. И о «слаборазвитой экономике». И о теперешней «сильной экономике быстроразвивающейся страны». С выводами по судьбе бывшего своего родного завода.
Инженер Н.В. Чумичкин вспоминает: и в «лихие девяностые» «после кончины Советского Союза» Южуралмаша не рухнул, а противостоял развалу и продолжал выполнять заказы тяжелой промышленности, в том числе и зарубежных стран. По последнему слову науки.
Для этого при социализме была создана база на высшем мировом уровне. Например, в последнюю советскую пятилетку в металлургическом цехе запустили печь электролучевого переплава металлов. Самая передовая технология была разработана признанным во всем мире Киевским институтом имени Патона. В установке при космическом вакууме получали слитки металлов. Помню, например, медь с чистотой четыре 9 после запятой! Уже в конце 90-х и в начале нулевых выплавляли титан для атомных подводных лодок. Но около десяти лет назад печку «заморозили».
А рядышком в том же пролете цеха уже в 2000-е ввели на миллиард рублей огромный комплекс электрошлакового переплава. Печь – самая мощная в Европе, таких в мире буквально две-три штуки, на которых можно делать цельнолитые валы для самых мощных агрегатов. И отливать гигантские металлические кольца – таких тоже единицы в мире. Однако этот комплекс у нас запустили – и бросили.
И в течение полутора десятков лет под звон речей о развитии растеряли много чего. Но до последних лет худо-бедно что-то строилось, ремонтировалось. И оставалась надежда на возрождение – все еще в строю «инженерные кадры, которые решают всё». Они в каждом цехе решали задачи.
О бедствиях говорят все в день короткой «побывки» на остановленном Южуралмаше. Множество подобных трагедий в стране доказывает, что после устроенной классовым предательством «кончины Советского Союза» экономика не сама по себе рухнула, а ее обрушили и продолжают уничтожать силы внутреннего и мирового капитала. Что очевидно и здесь.
Чехарда «эффективных собственников» сводит на нет достижения научно-технического прогресса. И гигантский завод останавливают не по производственным причинам, а за сравнительно небольшие долги отключают подачу энергоресурсов. Хотя в интересах государства ни в коем случае не останавливать завод, не прекращать промышленное производство товаров как первоисточника богатства страны, растущего благосостояния трудящихся.
Богатейший опыт неуклонного развития народного хозяйства Советского Союза позволял решать все финансовые проблемы, устранять недостатки и ошибки. Не говоря уже о том, что никому и в голову не могло прийти остановить и ликвидировать завод, выдворить трудовой коллектив на улицу из-за допущенных кем-то финансовых, экономических просчетов и потерь. Ну, а с долгами считаться – что ж, посчитаемся. Для ответа о соответствии начальника занимаемой должности и всем требованиям закона. Стальной закон – кадры решают всё, но само собой – и в ответе за решения.
А теперь хозяин – барин. Власть допускается только до ворот завода. Святая заповедь. Однако погром при «эффективных собственниках» бьет по трудовым коллективам, и власть вынуждена перешагивать порог в ореоле защитницы подопечных. Вот и глава администрации Оренбургской области Ю.А. Берг, по сообщениям средств массовой информации, показывает заботу о Южуралмаше и его работниках.
8 августа на заводе обсудил кубинский договор на строительство стана. Кубинская сторона из-за неуверенности в финансовых условиях подрядчика расторгла контракт.
8 октября после его вмешательства отменен приказ о сокращении 1000 работников. Все помнят, что при социализме трудовой коллектив насчитывал до 14 тысяч человек. Ко времени этого приказа уцелело 3000. И вот сокращение еще на треть запрещено. Почему не догадались об этом раньше!
27 ноября встретился с работниками и рассказал, что сейчас главная задача – запустить отопление и электроэнергию в цехах завода.
7 декабря на совещании с руководством завода: «За неделю отработали плохо!.. Вы меня поняли? Вы меня поняли?! Тогда встали и пошли тепло загонять».
Вот так властно подгонять – и удастся «тепло загнать»? И даже это при растаптывании первого права человека – права на жизнь. Выброшенным за ворота в подневольное безделье людям труда не выдают даже остатки от зарплаты. Не купить еду. Как жить?
В предыдущей статье в «Советской России» приведен рассказ работницы Анны Валерьевны Сидоровой. В молодой семье двое детей. Три месяца без зарплаты. Сколько еще голодать?
Сегодня говорит глава семейства Евгений Викторович . 4 декабря с надеждой пришел в металлургический цех. Но выдали опять справку о вынужденном простое. В пути по заводу местами видны раскопки теплотрасс – из-за отключения горячей воды они замерзли и порвались. Удастся ли восстановить их раньше весны? И сколько месяцев уйдет на возобновление производства по уцелевшим цехам?
Голодным не дождаться. И ради детей, ради здоровья всех семей как будущего народа молодые супруги Анна Валерьевна и Евгений Викторович Сидоровы решили выступить в защиту жизни трудящихся. Вместе с многими товарищами по труду и нищете.
Работники Южуралмаша 10 декабря направили в городскую управу уведомление о митинге протеста на проспекте Мира, 12. Но выдававшие себя вначале за апостолов демократии теперь держат ее за горло. А здесь? Разрешение дано – митинг может быть проведен 21 декабря, но не у проходной завода, как это необходимо в интересах его работников и как это намечали его организаторы. Дескать, здесь земля в частной собственности. Пролетарии – теперь не хозяева родной земли, им дозволено по ней лишь проходить на рабочее место.
Буржуазная власть не оставляет места для надежд. И жители Орска насмотрелись и наслушались. Южуралмашзавод ведут по той же ухабистой колее, по которой протащили на ликвидацию длинный караван здешних заводов, фабрик и комбинатов большого государственного веса.
Например, глава областной администрации Ю.А. Берг часто проводил своего рода оперативки на Орском заводе холодильников и компрессоров – бывшем подразделении оборонного Орского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени механического завода. За полвека выпущено 10 миллионов холодильников «Орск», отвечавших этому высокому уровню.
А десять лет назад завод превратили в совместное со знаменитой итальянской компанией предприятие. Но недолго музыка играла. И с заграничной маркой производство рухнуло. Ветеран механического завода инженер Евгений Павлович Шендер со знанием дела объясняет развал промышленности страны вывозом прибыли западными хозяевами.
И сочувствие со стороны – мертвому припарка. Производство компрессоров прикончили четыре года назад, а холодильников – в прошлом году. Глава области Ю.А. Берг в очередной раз здесь держал речь 8 августа и, как сообщал портал Урал56.ру, пообещал замолвить за завод словечко перед Путиным: «Холодильник «Орск» был, есть и будет! В этом месяце я встречаюсь с новым председателем ВЭБа».
Но уже 29 ноября Внешэкономбанк подал иск о банкротстве завода холодильников с требованием вернуть около миллиарда рублей долга. Оставшимся работникам предложено уволиться в течение недели.
В сырьевой колонии установка по производительным силам страны – да хоть за грошовый долг тяни к банкротству и самый инновационный завод, фабрику, комбинат. Развалить по кирпичику, а то превратить в бордель, в многократно избыточные торгово-развлекательные центры за долги перед налоговой службой, чаще всего перед ростовщическим банком и другими ведомствами.
Самое поразительное – и чиновники государственной службы, и банкиры видят, что после банкротства и распродажи промышленного предприятия кредиторы останутся с носом. Чаще всего и многомесячные долги по зарплате работникам никто не думает отдавать. Из этого ясно, что нет смысла, нет ни малейшей выгоды объявлять банкротство жизнеспособного, вполне современного завода и ликвидировать его заведомо во вред стране и его народу.
С самой затеи терпит банкротство реставрация капитализма в нашей стране. Буржуазная власть на местах проявляет лишь некоторую суету около уничтожаемых у нее на глазах заводов и фабрик. Может, в данном случае добьется возобновления работы отдельных участков Южуралмашзавода. Но кто ответит за огромный ущерб от его остановки? За тяготы оставленных без зарплаты работников? Не говоря уже о колоссальных потерях за многие годы сокращения товарного производства.
Все повторяется, как и с ликвидацией соседних предприятий. Как и сегодня с направлением на банкротство российско-итальянского завода по выпуску холодильника «Орск».
Превращение в развалины производительных сил страны – это опустошение жизни и вымирание народа. И при этом глава правительства Медведев уверяет, что у нас «сильная экономика, экономика быстроразвивающейся страны». Эти заклинания похожи на гипноз. Но суровая действительность теперь быстро пробуждает от усыпления.
Оренбургская обл.