Задержанный в зале заседания член верхней палаты парламента Рауф Арашуков арестован судом на два месяца. «Находясь на свободе, он может скрыться за пределами России, была получена информация о виде на жительство в Объединенных Арабских Эмиратах», – сказал следователь в Басманном суде Москвы. По словам судьи Натальи Дударь, защита просила избрать более мягкую меру пресечения – залог в 10 млн рублей. Однако суд посчитал, что столь высокопоставленный член преступного сообщества должен находиться за решеткой.
Арестован и его отец – Рауль Арашуков. Арашукова-старшего обвиняют в организации мошеннической схемы, с помощью которой у структур «Газпрома» было уведено 30 млрд рублей.
Схема называется «мертвый абонент», хотя, в отличие от сына, отца пока в кровавых делах не подозревают. Рауль Арашуков, бывший гендиректор ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь», а ныне советник генерального директора ОАО «Газпром межрегионгаз», как утверждает следствие, расставил своих родственников на управленческие должности в структурах топливно-энергетического комплекса. Это дало возможность беспрепятственно заключать фиктивные договоры с несуществующими («мертвыми») потребителями и завышать реальные поставки. Украденный таким образом газ продавался за наличный расчет.
Речь, прежде всего, о Северном Кавказе. Но не только. По делу задержан еще один фигурант, Руслан Арашуков (двоюродный брат Рауфа). В августе минувшего года он стал гендиректором ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» и возглавил АО «Газпром газораспределение Астрахань».
Биографии кузенов Рауфа и Руслана похожи: оба родились в 1986 году в ауле Хабез. Оба окончили Ставропольский государственный университет по специальности «Юриспруденция». Оба – из молодых да ранних, то есть «кадрового резерва» действующей власти. Рауф, впрочем, брата опережал, став в 18 лет самым молодым депутатом в истории Ставрополья, а теперь и самым молодым членом Совета Федерации. Что же, неудивительно. В конце концов для газового короля Северного Кавказа Рауф – сын, а Руслан – только племянник. Впрочем, обиженными не остались и не столь близкие родственники.
Вот только беда в том, что у других тоже родственники. А на Северном Кавказе (и не только) родственные связи ценят высоко. Как пишет интернет-издание «Кавказский узел», один из членов организации «Адыгэ Хасэ» объяснил, что черкесское сообщество Карачаево-Черкесии давно разделено на два враждующих клана — Деревых и Арашуковых: «Виноваты в этом противостоянии, конечно, старшие этих родов… Втянули в противостояние своих детей. По всей республике все делились на «людей Арашукова» или «людей Дерева». И простые граждане даже руку пожать боялись, вдруг визави подчиненный другого клана».
К слову, Вячеслав Дерев тоже был представителем КЧР в Совете Федерации с 2011 по 2016 год. И тоже арестован – по делу о хищении 119,3 млн рублей бюджетных средств при строительстве животноводческих комплексов. Себя виновным не признает. Категорически отрицают вину и члены клана Арашуковых.
Как бы то ни было, происходящее слишком смахивает не на реальную борьбу с коррупцией, а на передел сфер и ресурсов, когда одна из группировок ослабевает. Ну или подставляется, наживает влиятельных недоброжелателей.
Несколько месяцев назад ряд интернет-изданий и блогов (например, igolkiblogspot.соm, «Криминальный мир» и др.) рассказали о неприятной (для Рауфа) истории. Родственник Арашукова Мурадин Карданов был первым заместителем главы Федерального казенного учреждения «Управление федеральных автомобильных дорог «Кавказ». Рауф захотел посодействовать близкому человеку, дабы тот возглавил ФКУ. К руководителю предприятия Руслану Лечхаджиеву нагрянули силовики – с обыском. Ему было предъявлено обвинение в получении крупной взятки. Но и у Лечхаджиева обнаружился влиятельный родственник – глава Чечни Рамзан Кадыров. Дело против Лечхаджиева объявили сфабрикованным и закрыли, он по-прежнему возглавляет «Кавказ-Автодор», тогда как Карданов должности лишился.
А неудачи стали преследовать Арашуковых. Расследование по убийствам Фраля Шебзухова и Аслана Жукова (в организации которых обвинили Арашукова) возобновили. Да не просто возобновили, а передали в Москву. До этого восемь лет дело больше разваливалось, чем расследовалось. Видимо, для нынешнего и.о. руководителя Следственного управления по Карачаево-Черкесской Республике генерал-майора юстиции Казбека Булатова оно не в приоритете. По крайней мере так заявляли близкие убитых, утверждая, что Булатова с Арашуковыми связывают давние дружеские отношения. Они много раз просили главу СКР Александра Бастрыкина провести проверку.
Это было бы куда важнее, чем устраивать цирк с высмеиванием Арашукова-младшего, и без того обвиняемого в тягчайших преступлениях. Как сообщила пресс-служба Следственного комитета, на допросе Арашуков заявил, что плохо знает русский язык, и потребовал переводчика. Естественно, это вызвало вал комментариев россиян: и о высших чинах, не владеющих государственным языком (и ничего!). И о чернорабочих-гастарбайтерах, от которых (по законам, утвержденным тем же Совфедом) требуют сдавать экзамен на знание русского.
Оказалось, что требования переводчика – по модному выражению, фейк. «Что касается переводчика – это все ерунда, при мне он переводчика не просил, русским языком владеет хорошо. Переводчик присутствовал, но его пригласил следователь», – сообщил адвокат арестованного Евгений Устин.
К сожалению, уже неоднократно после громких заявлений, звучащих от представителей СКР, даже самые резонансные дела затухали или вовсе разваливались. Так что сенсации никак не заменят качественного следствия.
К тому же подобные заявления дискредитируют верхнюю палату российского парламента. Так кто же в ней заседает: не говорящие по-русски, имеющие двойное гражданство организаторы супермошенничеств и убийств? От таких вопросов не спасает и героическое поведение главы Совфеда Валентины Матвиенко. Она, как утверждают, не позволила сбежать Рауфу Арашукову, пытавшемуся выйти из зала, одним грозным окриком: «Сядьте!»
[img=-8982]
Неубедительно звучат и ее разъяснения: «Те события, о которых идет речь и в чем обвиняется господин Арашуков, происходили до того, как он был назначен членом Совета Федерации. Кого назначать в Совет Федерации и кого направлять – это ответственность субъектов Федерации». Мол, другие «сенаторы» вовсе ни при чем. А случившееся – единичный эксцесс. Но почему, когда стало известно о виде на жительство Арашукова в Объединенных Арабских Эмиратах, аппарат Совфеда не пожелал в этом разбираться? Такая мелочь (на фоне убийств и миллиардных мошенничеств), а глядишь – избежали бы позора 451-го заседания с маски-шоу, вовремя лишив Арашукова полномочий из-за подлога.
Арест прямо в стенах Совета Федерации, вероятно, должен продемонстрировать россиянам, что неприкасаемых у нас нет. Рядовым гражданам это-де внушит надежду на справедливость, а для начальства будет превентивно-устрашающей мерой (не воруй, не убивай). На деле все, конечно, не так. Верхняя палата парламента давно уже превратилась в этакую синекуру для темных личностей.
«Хорошее начало, осталось напротив Совета Федерации построить тюрьму и прямиком из зала заседаний препровождать туда преступников!» – предлагает один из комментаторов, ссылаясь на опыт западных стран времен становления парламентаризма. Вот только тогда в такие тюрьмы правящая партия отправляла политических противников, а теперь она пригодится для членов самой партии власти.
За последние десять лет 12 бывших «сенаторов» осуждены за уголовные преступления: Дмитрий Скарга (Волгоградская область, срок получил заочно, скрывается в Великобритании), Анатолий Мишнев (Смоленская область), Константин Цыбко (Челябинская область), Сергей Попельнюхов (Белгородская область), Девлетхан Алиханов (Республика Карелия), Умар Джабраилов (Чеченская Республика), Геннадий Горбунов (Астраханская область), Александр Сабадаш (Ненецкий АО), Игорь Провкин (Республика Калмыкия), Игорь Изместьев (Башкирия), Андрей Вихарев (Курганская область), Левон Чахмахчян (Республика Калмыкия).
В международном розыске банкир Сергей Пугачев (Тува). Дмитрий Кривицкий (Новгородская область) был задержан в прошлом году в Италии по запросу РФ. От добровольной экстрадиции отказался. Леонид Лебедев (Чувашия) удачно смог скрыть второе гражданство, а потому успел уехать за границу прежде, чем его арестовали.
Будь Рауф Арашуков менее самоуверен, глядишь, тоже со своим видом на жительство оказался бы в безопасности. А там уж никакими окриками Матвиенко не остановишь.
Но не поможет и тюрьма у стен Совета Федерации, хотя пустовать она явно не будет. Потому что коррумпированность «вертикали», развращенность ряда высокопоставленных чинов – проблема системная. И решать ее можно только системно. По словам же президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, никаких сбоев системы в связи с арестами Арашуковых он не видит. Видит ли их сам президент, неизвестно. Он не находит нужным комментировать ситуацию. Говорят, что Путину об аресте в Совете Федерации было известно заранее. Сложно в этом усомниться. Как и в том, что подробности биографии Арашукова-младшего и деятельности Арашукова-старшего ему также были известны.
Почему же так долго ждали, тем самым позволяя беспредельничать? Наверное, присматривались, как выразился в свое время по поводу многолетней коррупции в Министерстве обороны времен Сердюкова один из руководителей президентской администрации…