1 июля около 20.30 при проведении батиметрических измерений (сбор данных о глубинах водных объектов) в северных российских территориальных водах произошел пожар на научно-исследовательском глубоководном аппарате. Огонь был ликвидирован благодаря самоотверженным действиям команды. По сообщению Минобороны, погибли 14 членов экипажа. Известно, что среди погибших при пожаре на глубоководном аппарате Северного флота были 7 капитанов первого ранга, из них два – Герои России.
На данный момент известны фамилии пяти погибших подводников:
– Герой России, командир подлодки, капитан первого ранга Денис Долонский;
– Герой России, испытатель глубоководной военной техники, капитан первого ранга Николай Филин;
– капитан первого ранга Андрей Воскресенский;
– капитан второго ранга Дмитрий Соловьев;
– гидронавт Денис Опарин.
Официальный список погибших власти пока не раскрывают, ссылаясь на секретность их службы. В военно-морской клинический госпиталь Североморска Североморска поступило 5 человек с отравлениями и контузией, что может свидетельствовать о взрыве на борту, который и привёл к пожару. Всего на судне в момент аварии находилось 25 человек.
Часть экипажа глубоководного аппарата после пожара в Баренцевом море удалось спасти. По заявлению Сергея Шойгу, в критической ситуации моряки-подводники действовали геройски. Из отсека, охваченного огнём, в первую очередь эвакуировали гражданского представителя промышленности, задраили за ним люк, чтобы не допустить дальнейшего распространения пожара, а сами до конца боролись за живучесть корабля. «Ценой своих жизней выполнили трудную задачу — ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и глубоководный аппарат», — подчеркнул министр.
Что касается пострадавшего глубоководного аппарата, то, вероятнее всего, речь идет о сверхсекретной глубоководной атомной подводной лодке (по официальной российской военно-морской классификации — атомная глубоководная станция) АС-31, известной также как «Лошарик». По некоторым данным, АС-31 не несет вооружения и способна погружаться на глубину до 6000 метров, выполнять разного рода диверсионные миссии на дне океана, в том числе поражение подводных коммуникаций или прослушивание секретных каналов связи.
«Лошарик» — это самая маленькая атомная подлодка в мире — она крепится к так называемой матке. Ее нынешними носителями являются: атомная подводная лодка специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 или К-329 «Белгород» проекта 949А «Антей».
Свое название подлодка «Лошарик» получила из-за сходства с персонажем советских мультфильмов — корпус выполнен из семи шарообразных отсеков — для работ на больших глубинах. Длина подлодки — около 70 метров — к такому выводу аналитики пришли, изучая спутниковые снимки подлодки.
Назначение судна долгое время оставалось неизвестным. Однако в октябре 2015 года эксперты Пентагона заявили, что АС-31 — это «диверсионный аппарат» для установки устройств для разрушения различной подводной инфраструктуры, и в первую очередь кабелей связи, что в случае глобального конфликта «Лошарик» в том числе может серьезно подорвать работу интернета, разрушив магистральные кабели связи между материками.
Атомная глубоководная станция проекта 10831, шифр «Калитка», заводской номер 210 (в некоторых источниках номер 210 указывается как номер проекта АГС), была разработана конструкторами КБ «Малахит» в 1980-е годы. Главный конструктор проекта — генеральный конструктор глубоководных технических средств, Герой России Ю.М. Коновалов. Проект 10831 стал дальнейшим развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус». Строительство подводной лодки велось с 1988 года. В 1990-е годы в связи с нехваткой финансирования и отказа от концепции проведения операций спецназначения оно было законсервировано, а в начале 2000-х годов возобновлено.
Разработка и строительство подводной лодки велись в условиях повышенной секретности. Число занятых в процессе строительства подлодки рабочих и инженеров жёстко регламентировалось в продолжение 15 лет, ушедших на её постройку.
Подводная лодка, которой был присвоен тактический номер АС-12, 13 августа 2003 года была выведена со стапеля цеха № 42 завода «Севмашпредприятие». На торжественной церемонии вывода подводной лодки со стапеля присутствовал Главком ВМФ В. И. Куроедов и представители КБ «Малахит». Спустя три дня был произведён спуск подлодки на воду.
По рассказам работников предприятия, спуск «Лошарика» проходил в лучших советских традициях. На церемонии присутствовали лишь представители заказчика проекта, разработчики подлодки из «Малахита» и сами специалисты из «Севмаша», которые имели непосредственное отношение к постройке лодки. Во времена СССР было принято выводить готовые подлодки из цехов заводов ночью. Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут узнать точное количество введённых в строй атомных подлодок, а во-вторых, не смогут произвести качественные снимки новых советских лодок из космоса. По мнению военных обозревателей, «Лошарик» — едва ли не самая неуязвимая и бесшумная подлодка российского флота. Предположительно, на определённой скорости и глубине она практически неуязвима в том числе и для гидроакустиков кораблей потенциального противника. Поэтому данная подводная лодка в состоянии решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.
Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года. В сентябре 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», которая более известна, как «Лошарик». Данная глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км на протяжении порядка 20 дней.
Целью данной экспедиции было уточнение высокоширотной границы континентального шельфа на территории Арктики.
После похода АС-31 прошёл восстановительный ремонт на «Севмаше». «Лошарику» исправили деформации корпуса, вызванные давлением на больших глубинах, а также провели незначительный ремонт и проверили работу ряда механизмов.
Прочный корпус подлодки — полисферический, то есть, собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы), изготовленных из титана и расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы. Благодаря этому прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах.
В настоящее время глубоководный аппарат находится на базе в Североморске. Проводятся мероприятия по его обследованию и установлению причин произошедшего.
[img=-10641] |