Напряжение сохраняется

Так что они не переросли в погромы и захваты административных зданий, что в Киргизии происходило неоднократно.

Однако сложно предсказать, как события будут развиваться дальше. Продолжаются аресты, допросы, закрытие СМИ, неподконтрольных нынешнему главе государства Сооронбаю Жээнбекову. Все это может спровоцировать новую волну протестов, причем не только сторонников Атамбаева, но и других противников действующей власти. 
Поле шестичасового допроса Атамбаеву предъявили обвинения в коррупции и поместили в СИЗО. Пока до 26 августа. Арестованы также его ближайший соратник, бывший глава президентской администрации Фарид Ниязов и члены руководства СДПК Алга Кылычов, Амантур Жамгырчиев и Кыяз Смайлов. Им вменяются в вину организация массовых беспорядков и захват в заложники спецназовцев в ходе штурма атамбаевской резиденции в Кош-Таше 7–8 августа. Тогда десятки человек с обеих сторон получили тяжелые ранения, полковник спецназа погиб.
Атамбаев был одним из основателей Социал-демократической партии Киргизии и ее многолетним председателем. Однако его преемник на президентском посту (выдвинутый как раз от СДПК) в апреле нынешнего года фактически лишил Атамбаева партийного лидерства. Теперь идет зачистка еще оставшихся в СДПК его соратников.
На допрос вызваны и другие соратники бывшего президента: в частности, депутат Ирина Карамушкина и Асель Кодуранова и редактор газеты «Ачык саясат» Назгуль Мамытова.
В минувшую субботу бойцы спецназа поднялись в студию оппозиционного телеканала «Ап­рель» и заявили журналистам, что те должны покинуть помещение в течение нескольких минут. «Нам сказали – выходите, или мы вас вынесем. Мы не можем рисковать безопасностью нашего коллектива», – заявил директор «Апреля» Дмитрий Ложников. Телеканал прекратил вещание. Также приостановлена работа радио «Европа Плюс» и 7 канала.
Второй фактор, определяющий напряженность в Киргизии, – возвращение 9 августа в страну Омурбека Бабанова. Его никак не назовешь ни сторонником Атамбаева, ни сторонником Жээнбекова. Бабанов – один из богатейших людей Киргизии. На президентских выборах 2017-го он занял второе место. Впрочем, судя по опросам общественного мнения и уровню поддержки, он победил бы, если бы тогдашний глава государства не включил весь адмресурс для проталкивания своего преемника Жээнбекова.
Во время предвыборной кампании в ходе теледебатов на Общественном телерадиоканале Бабанов сказал Жээнбекову: «Если я стану президентом, то борьбу с коррупцией начну с тебя». Естественно, тот не может простить ему таких заявлений. 
Против Бабанова завели два уголовных дела. Сложив депутатские полномочия, он уехал в Москву. 
И вот после ареста Атамбаева он решил вернуться. Не остановило его даже заявление Государственного комитета нацбезопасности Киргизии, что по возвращении он будет немедленно арестован. Немедленного ареста уже не случилось. 
Что касается отношения киргизского общества к аресту Атамбаева, оно противоречиво. С одной стороны, мало кто сомневается в его причастности к коррупции. С другой – в отсутствие независимой судебной и законодательной власти все решения принимает фактически президент Жээнбеков – до недавнего времени «человек Атамбаева». Главная тревога жителей Киргизии – чтобы в борьбе кланов за ресурсы страну вновь не ввергли в хаос и кровавые конфликты. Последствия «революций» 2005-го и особенно 2010-го всем хорошо памятны.

Другие материалы номера